Открытие скелетов Homo naledi (1500 останков от не менее 15 особей) – клад для палеоантропологов. Поток всевозможных исследований этой беспрецедентной коллекции только начался. Сейчас специалисты взялись за зубы удивительных людей из южноафриканской пещеры Райзинг Стар. Что особенного в этих зубах (кроме их маленьких размеров)? Учёные обратили внимание на большое число повреждений эмали – небольших сколов, встречающихся особенно часто на коренных зубах наледи. Что послужило их причиной? Если такие травмы произошли еще при жизни, то их причиной должны были стать некие достаточно твердые предметы, попадавшие в рот человеку.
Читайте эту и другие новости антропологии на сайте Антропогенез.ру
Зубная эмаль — чертовски твердая штука, она выдерживает силу воздействия более 1000 ньютонов. Тем не менее, и зубы могут разрушаться, а характер их повреждений свидетельствует о рационе и образе жизни хозяина. Сколы могут возникать при контакте с самыми разными объектами — от ягодных косточек до семян и орехов. Кроме того, зубы страдают, если употреблять пищу, загрязненную песком — например, только что выкопанные из земли корневища и клубни.
Сравнивая зубы разных человекообразных обезьян, специалисты заметили, что у орангутанов сколы на жевательных зубах встречаются в шесть раз чаще, чем у шимпанзе и горилл. Вероятно, это связано с различиями в рационе: гориллы питаются листьями, а шимпанзе предпочитают мягкие фрукты. У орангутанов же рацион содержит много твердых продуктов. Что касается людей, было замечено, что у охотников-собирателей сколы преобладают на задних зубах, а у земледельцев и скотоводов — на передних.
А что можно сказать об ископаемых гомининах? Антропологи изучали поверхность зубов южноафриканских австралопитеков и парантропов. Повреждения на древних зубах интерпретировались как результат поедания корневищ, семян и орехов, или даже разгрызания костей. Сколы на эмали обнаружились и у восточноафриканских ранних гоминид, а также у неандертальцев.
В новом исследовании специалисты анализируют сколы на постоянных зубах Homo naledi, а полученные данные сравнивают с информацией по другим ископаемым и современным приматам (включая людей).
В руках у ученых оказалось 156 постоянных зубов наледи, из которых для анализа отобрали 126, отбросив поврежденные и непрорезавшиеся. Коллекцию сравнивали с данными по зубам австралопитека африканского (265 образов), парантропа робустуса (235), обширными базами данных по шимпанзе, гориллам и павианам. Кроме того, ученые использовали информацию о семи коллекциях человеческих зубов (инуиты, античный Рим, эпипалеолит Марокко, средневековая Норвегия и т.д.)
Как проводился анализ? Зубы разглядывали под лупой, выявляя прижизненные сколы — учитывали только те повреждения, на которых заметны следы последующего истирания. Размер скола, его положение и число сколов для каждого зуба фиксировались.
44 процента постоянных зубов у наледи содержали сколы. Это больше, чем у других гоминид Южной Африки (правда, напомню, что в исследовании использовались данные только по двум видам — африканусу и парантропу робустусу. Нет данных по ранним Хомо Южной Африки. Почему-то в анализ не попали даже зубы австралопитека седиба, описанного тем же Ли Бергером. Впрочем, там совсем маленькая коллекция, ведь толком описаны только две особи). Особенно много сколов на молярах наледи — 54 процента коренных зубов содержали такие повреждения. Это в два раза больше, чем у австралопитека африкануса и более чем в три раза — чем у парантропа.
По количеству повреждений на зубах наледи обогнали и современных человекообразных обезьян и, скорее, похожи на некоторые исторические группы людей (хотя расположением сколов больше напоминают австралопитеков и павианов).
Большинство сколов — маленькие. Авторы указывают, что повреждений больше на поверхностях между зубами, а также обращают внимание, что на правых зубах сколы встречаются чаще, чем на левых. Такая картина уже встречалась у древних гоминид, и специалисты связывают ее с праворукостью: древние люди подносили ко рту и придерживали пищу правой рукой.
В целом, из 12 особей, зубы которых анализировались, сколы обнаружились у девяти. Впрочем, из трех оставшихся индивидов двое представлены единичными зубами, а зубы третьего стерты.
Специалисты пришли к выводу, что зубы наледи регулярно серьезно травмировались, причем причина связана, скорее всего, с пережевыванием какой-то специфической пищи. Повреждения такого рода характерны для жизни в засушливых областях, а также там, где, цитирую, «возникают облака пепла, следующие за вулканическими извержениями» — вероятно, пепел тоже попадает в пищу. Тут уместно вспомнить павианов, обитающих в засушливых областях — у этих приматов в пище содержится много песка. По характеру повреждений — преобладание маленьких сколов на задних зубах — гамадрилы и оливковые павианы напоминают наледи.
А вот человеческие группы, с которыми у людей из Райзинг Стар обнаружилось сходство:
Что же именно жевали наледи? Раковины, орехи, клубни? Авторы анонсируют следующее исследование, где обещают подробно рассмотреть характер износа налединых зубов. Сами исследователи склоняются к версии песка в сочетании с относительно мягкой пищей. Нам остается ждать новую статью.