Может ли компьютер сочинять настоящие стихи? До недавнего времени считалось, что нет, однако нейросеть, созданная в исследовательском подразделении Facebook* (Facebook AI Research), практически научилась это делать. По крайней мере, если речь идет об абсурдистской поэзии. Правда, настоящие, живые поэты считают, что компьютеру пока до них далеко.
Исследователи Facebook AI Research (подразделения Facebook, занимающегося разработкой программного обеспечения для искусственного интеллекта) представили новый подход к автоматическому написанию поэзии. Созданная система нейросетей умеет писать стихи определенного жанра и на любую тему, практически неотличимые от тех, которые мог бы написать человек. Однако главная цель поэзии — передача мыслей и чувств через образные средства языка — по прежнему остается недоступной для искусственного интеллекта.
У любого поэтического произведения есть два важных компонента: форма и содержание. Форма выражается в метрических характеристиках стиха: ритме и рифме; содержание отвечает за наполненность стихотворения — лексические и образные средства, используемые для того, чтобы передать определенную мысль.
Авторы нового исследования предложили две модели, которые основываются на уже существующих языковых нейросетях. Первая модель извлекает из обучающей выборки и форму, и содержание стихотворения, и дает на выходе произведение определенного стихотворного жанра. Такая модель была обучена на небольшой (300 тысяч слов) выборке сонетов и смогла создать произведение, написанное пятистопным ямбом (размером, традиционным для сонета на английском языке).
Однако у такой модели есть одно важное ограничение: она может создавать произведения только той поэтической формы, которая была представлена ей в выборке для обучения. В принципе, ей можно предоставить выборку, куда войдут произведения всех известных ритмических типов. У такого подхода, однако, есть свои ограничения (например, недостаточный размер той или иной выборки). Принимая это во внимание, исследователи предложили другой подход, который заключается в использовании порождающей состязательной сети, одна часть которой (генератор) отвечает за содержание, а другая (дискриминатор) — за форму. Недавно мы писали о подобной модели нейросети, которая пробовала себя в живописи.
Модель автоматического стихосложения обучили на большой выборке поэтических произведений (7,56 миллиона слов) самых разных жанров. Затем ученые поставили эксперимент: они взяли стихотворения, созданные нейросетью, смешали их с забавно-абсурдными стихами реальных поэтов и предложили семидесяти читателям определить, кто написал то или иное стихотворение — человек или компьютер. Респонденты правильно установили авторство людей в 51,4 процента случаев; в случае с компьютерной поэзией эта доля составила 53,8 процента. Разница, как видите, невелика.
Респондентам также необходимо было отметить по пятибалльной шкале «читабельность» стихов («Насколько представленный фрагмент легок для прочтения?»), их эмоциональность («Насколько данный фрагмент пробуждает в вас эмоции?») и красоту («Насколько данный фрагмент приятно читать?»). Оказалось, что самыми «человеческими», эмоциональными и красивыми стихотворениями респонденты посчитали именно те, которые были созданы компьютером.
Вот, например, одно из четверостиший, использованных в эксперименте. Как вы думаете, кто его написал?
How dreary to be somebody,
How public like a frog
To tell one’s name the livelong day
To an admiring bog.
Смысл стихотворения кажется темным. Словосочетание admiring bog («восхищающаяся трясина») выглядит абсурдно, и в чем именно выражается публичность лягушки?. Однако написано оно не компьютером. Автор этого четверостишия — Эмили Дикинсон («I'm nobody! Who are you?»).
А вот другой пример, использованный при опросе респондентов:
The frozen waters that are dead are now
black as the rain to freeze a boundless sky,
and frozen ode of our terrors with
the grisly lady shall be free to cry.
В этом отрывке проглядывается понятная читателю метафора зимы как смерти и страха. Стихотворение мрачное, оно наполнено различными сравнительными средствами и кажется достаточно эмоциональным, однако написал его компьютер.
Несмотря на то, что работа новой нейросети приблизила искусственный интеллект к настоящему поэтическому творчеству, до настоящих поэтов ему пока что далеко. Как отмечает поэт Риши Дастидар в беседе с интернет-издаем New Scientist, у компьютерных стихотворений нет никакого подтекста: нейросеть может ставить одно слово за другим так, чтобы результат соответствовал определенной поэтической модели, и подбирать их так, чтобы они относились к определенной теме, но никакой идеи и эстетической глубины такие стихи не имеют. Для того чтобы произведения компьютера выражали мысли и чувства (одна из главнейших задач поэзии в ее повседневном понимании), искусственный интеллект должен научиться мыслить и чувствовать сам.
Ознакомиться с работой нейросети и оценить ее можно на сайте.
*Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой в России запрещена.