Почему у кого-то получается бросить курить, а кто-то вот уже который год даёт себе обещание избавиться от пагубной привычки и каждый раз срывается? Всё дело в особенностях нашего мозга. В частности, за способность «уйти» от сигарет отвечает цепь взаимосвязанных регионов мозга, которые подавляют автоматическое поведение. Это выяснилось благодаря исследованию американских учёных из Онкологического центра Холлингса Медицинского университета Южной Каролины, которое опубликовано в мартовском номере журнала JAMA Psychiatry.
Читайте эту и другие новости нейробиологии на сайте Нейроновости
С течением времени курение становится автоматическим процессом. В мозге желание взять сигарету начинается сходным образом с тем, когда ваша нога перемещается на педаль газа при смене красного света светофора на зелёный. Бретт Фролиджер (Brett Froeliger), первый автор статьи, отмечает, что выкуривающий пачку в день, помещает сигарету в рот несколько сотен раз за сутки в течение многих лет. Несомненно, через некоторое время он уже будет совершать это действие автоматически.
Но есть в мозге и «тормозные» пути, которые «гасят» автоматизмы. Один из них называется сетью управления торможением и начинается в правой нижней лобной извилине, проходя через префронтальную кору к таламусу. Передача сигнала по этому пути в мозге курильщиков часто нарушается. И исследователи попытались узнать, насколько он вовлекался в желание курильщиков избавиться от привычки.
Учёные изучили сеть управления торможением в мозге 81 никотин-зависимого взрослого человека, которые прошли 10-недельную программу по излечению от своей зависимости. Исследователи использовали функциональную МРТ, чтобы контролировать мозговую деятельность в то время, когда пациенты выполняли определённое задание. Они должны были нажимать на кнопку каждый раз, когда на экране появлялся цветной круг, за исключением тех редких случаев, когда появлялся круг особого оговорённого ранее цвета. И в зависимости от того, насколько у области управления повышалось снабжение кислородом каждый раз, когда появлялся редкий круг и было необходимо «остановиться», учёные могли судить об активности подавляющей автоматизм сети.
По прошествии 10 недель около половины курильщиков успешно попрощались с привычкой. Интересно, что у них перед началом лечения ответ сети «контроля» был ниже, чем после. В частности, «нужная» активность оказывалась ниже в правой нижней лобной извилине и правом таламусе. Но также сильнее оказалась функциональная связь между этими регионами, что, вероятно, послужило фактором успешного «освобождения». Те, кто выполнял задачу хуже, соответственно, хуже контролировали свое автоматическое поведение и были более склонны к рецидивам, чем представители «более успешной» группы. Сдерживание их автоматического поведения требовало больше усилий.
Фролиджер также задался вопросом, может ли подобное произойти с курильщиками, которые не задавались целью бросить курить? В частности, может ли эта модель поведения появиться у тех, кому платили за час попытки отказаться от сигарет.
Исследователи измеряли сигналы фМРТ 26 курильщиков, выполняющих ту же задачу. Однако, на этот раз перед каждым человеком положили открытую пачку предпочитаемой марки сигарет, зажигалку и пепельницу. Испытуемым платили один доллар за каждые шесть минут отказа от сигарет, вплоть до часа. Идея состояла в том, чтобы дать каждому человеку небольшой стимул для отказа от соблазна закурить.
Результаты совпали. Чем реже проскакивали нажатия на клавишу в тех случаях, когда этого делать было не нужно, тем дольше человек сопротивляется внутренним позывам покурить. Так же у тех, кто дольше сопротивлялся искушению, функциональные связи в их сети управления торможением оказались сильнее.
Это исследование стало первой работой, которая связала функциональные «силы» сетей мозга со способностью подавлять автоматизированное поведение и противостоять желанию «подымить».
«Мы нашли основополагающие нейробиологические механизмы, которые как помогают обучаться новому поведению, так и останавливают действия, превращающиеся в автоматические подобно курению», — комментирует Фролиджер.
В данный момент группа Фролиджера оценивает потенциал некоторых поведенческих и фармакологических методов лечения, которые могли бы укрепить связи в сетях управления торможением людей, желающих попрощаться с вредной привычкой.