В 2016 году исследователи из Обернского университета (США) опубликовали результаты исследования, опровергающие существование так называемой «сезонной депрессии». По словам ученых, широкий опрос населения не выявил никаких закономерностей между депрессивным состоянием и временем года. Однако другие психиатры и биологи думают по-другому — хотя нейрофизиологический механизм возникновения сезонных депрессий до сих пор не раскрыт, известно, что некоторые люди способны болезненно реагировать на приход не только зимы, но и лета.
Что говорят психиатры
Первым профессиональным психиатром, обратившим внимание на то, что психически здоровые люди могут страдать от сильных эмоциональных расстройств, связанных со сменой времен года, стал Норман Розенталь. В этом ему «помог» личный опыт. В начале 1980-х годов Розенталь вместе с женой переехал из Южной Африки в Нью-Йорк, и вскоре супруги обнаружили, что в темные зимние месяцы оба без всякой причины становятся вялыми и апатичными, страдают от подавленного настроения. Однако стоило снегу растаять, а количеству солнечных часов в день увеличиться, и эти симптомы необъяснимым образом проходили. Розенталь поделился своими наблюдениями с группой исследователей из Национального института здоровья, и в 1984 году они описали «сезонное аффективное расстройство» (САР).
Сегодня САР не выделяется как отдельное психическое заболевание, а считается спецификацией большого депрессивного расстройства. Диагноз «большое депрессивное расстройство» ставится при наличии пяти или более из следующих девяти симптомов, причем каждый из них должен проявляться на протяжении как минимум двух недель и при этом среди них должен быть как минимум один из двух основных симптомов — депрессивное настроение и/или утрата интересов или удовольствия:
Диагноз же сезонного аффективного расстройства ставится по следующим критериям, при наличии их как минимум на протяжении двух лет:
Хотя большинству людей знакома так называемая «зимняя депрессия», выделяют также и летнее аффективное расстройство, которое, однако, встречается намного реже. Летнее и зимнее аффективные расстройства довольно сильно разнятся по своим проявлениям. Если для зимнего характерны нежелание вставать по утрам, подавленность, вялость, повышенный аппетит, тяга к продуктам с высоким содержанием углеводов и сахара и, как следствие, увеличение веса из-за переедания, а также трудности с концентрацией, раздражительность, отчуждение от друзей и семьи, отсутствие сексуального желания, то для летнего, помимо раздражительности, характерны снижение аппетита, потеря веса, бессонница, общее возбуждение, беспокойство, тревога и эпизоды агрессивного поведения.
Важно отметить, что САР может сильно различаться по степени тяжести. Некоторые люди могут испытывать более мягкую форму сезонной депрессии, известную как «зимняя хандра». Другие, однако, могут полностью терять трудоспособность: в некоторых случаях симптомы САР оказываются такими же серьезными, как у стационарных пациентов с несезонной депрессией.
Что говорят биологи
Ученые исследуют условия и механизмы возникновения САР уже более 30 лет, но до сих пор не могут доискаться до его конкретных причин. Однако им удалось выделить ряд биологических факторов, которые предположительно связаны с возникновением этого психического расстройства:
1) Уровень серотонина.Уменьшение количества солнечного света может приводить к снижению количества серотонина — химического вещества головного мозга, которое отвечает за наше хорошее настроение и эмоциональную устойчивость.
2) Уровень мелатонина. Мелатонин — гормон, который вырабатывается с наступлением темноты, заставляя наш организм заснуть. Так как в зимние дни света становится меньше, в организме может происходить перепроизводство этого гормона, из-за чего возникает чувство вялости и сонливости.
3) Биологические часы. Сочетание пониженного уровня серотонина и повышенного уровня мелатонина не может не влиять на биологические часы человека. В нескольких исследованиях было обнаружено, что у людей с сезонным аффективным расстройством изменение суточных ритмов в зависимости от времени года не согласуется с сезонным изменением светового дня, что создает трудности в регуляции работы организма.
4) Витамин D.Так как зимой на нашу кожу попадает намного меньше солнечного света, чем в теплое время года, у людей с сезонным аффективным расстройством может вырабатываться меньше витамина D, который, как полагают, связан с активностью серотонина. Поэтому недостаток витамина D и депрессия могут быть взаимосвязаны.
Кто находится в группе риска? САР встречается в четыре раза чаще у женщин, чем у мужчин, чаще возникает среди относительно молодых людей, в возрасте от 18 до 30 лет. В группу риска также попадают люди, живущие далеко от экватора. Например, ученые подсчитали, что среди жителей Флориды только 1 процент страдает от САР, в то время как на Аляске этот диагноз зафиксирован уже у 9 процентов населения. Вообще считается, что распространенность САР составляет от 1 до 3 процентов среди всего населения. Однако эти данные сложно назвать точными, так как множество случаев расстройства остаются незарегистрированными, поскольку люди далеко не всегда обращаются за помощью. Зачастую доктору или психиатру оказывается сложно поставить диагноз САР, поскольку другие типы депрессии, алкоголизма, расстройств пищевого поведения, а также другие психические расстройства могут вызывать очень похожие симптомы.
Что говорится в новой работе
Проанализировав данные соцопроса, в котором приняло участие более 30 тысяч американцев, ученые из Обернского университета пришли к выводу, что количество людей, страдающих от депрессии, существенно не меняется в зависимости от времени года. Среди опрошенных зимой не было выявлено большего числа случаев депрессии по сравнению с людьми, опрошенными в другое время года. Кроме того, зимой симптомы тех участников исследования, чьи ответы свидетельствовали о том, что они в настоящее время находятся в депрессии, не были выражены сильнее и не были более многочисленными. Авторы считают, что «идея сезонной депрессии может быть глубоко укоренена в житейской психологии, но она не подтверждается объективными данными», и что, «если кто-то страдает от депрессии зимой, это ещё не значит, что он страдает ею из-за зимы». Исследователи предположили, что поскольку депрессия — это психическое расстройство, зачастую повторно возникающее после кажущегося полного выздоровления, оно может возникать на протяжении двух последовательных зим вследствие случайности. Депрессия, повторяющаяся на протяжении трех или большего числа зимних сезонов, может быть обусловлена личностными или социальными факторами, никак не связанными с более коротким периодом светового дня.
Однако тут не все так однозначно. Во-первых, в проведенном соцопросе, включившем в себя полный перечень основных симптомов депрессии, участники вспоминали, на протяжении какого количества дней в течение предыдущих двух недель они испытывали эти симптомы. Однако, как уже говорилось, диагноз САР ставится на основании более длительной истории пациента, ведь такое расстройство предполагает, что симптомы возобновляются на протяжении нескольких лет (хотя бы двух) в одно и то же время года. Авторам исследования это, несомненно, было известно, но поскольку их метод диагностики строился на однократном опросе, они решили не обращаться к отдаленным воспоминаниям испытуемых из опасения, что те вспомнят не реальный, а воображаемый опыт, непроизвольно подстроенный под представления о «зимней депрессии».
Во-вторых, в исследовании Обернского университета не учитывалось, что люди, страдающие от САР, на момент опроса могли проходить курс лечения, а также тот факт, что у пациентов с длительной историей расстройства могут выработаться собственные адекватные стратегии по борьбе с симптомами. В исследовании, поставленном в виде соцопроса, все они должны были попасть, скорее, в категорию здоровых, нежели страдающих от депрессии. Помимо этого, пациенты с САР, опрошенные в незимние месяцы, в таком исследовании просто не могли быть выявлены, так как симптомы расстройства проявляются всего 3-4 месяца в году, а в остальное время признаки депрессии совершенно отсутствуют. Это означает, что потенциально при такой организации исследования могло быть выявлено только от 1/4 до 1/3 пациентов с САР, не проходящих при этом лечения, что должно было значительно исказить результаты и, соответственно, привести ученых к ложным выводам.
Подведем итог. На единичные исследования, в которых не подтверждается связь между длиной светового дня и возникновением сезонной депрессии, приходятся десятки других работ, выполненных в разных научно-исследовательских центрах, где задокументировано существование тысяч пациентов, которые отвечают критериям САР. Помимо этого, множество других исследований показывают наличие связи между настроением людей и временем года. Не одна работа подтверждает и тот факт, что недостаток света негативно влияет на настроение, в то время как световая терапия его улучшает. Поэтому закрывать вопрос о «зимней депрессии» не приходится.
Библиография