Совсем недавно инженеры из Массачусетского технологического института изобрели бесконтактную систему EQ-Radio, распознающую эмоции на основе радиочастотных сигналов. Прибор регистрирует отраженный от тела человека радиочастотный сигнал и по данным о частоте сердечных сокращений составляет эмоциональный профиль, с помощью которого можно выделить четыре эмоции: счастье, возбуждение, гнев и печаль.
EQ-Radio действует по принципу радара, позволяя дистанционно замерить частоту сердцебиения и дыхания человека. Затем эти данные обрабатываются алгоритмом, созданным методом машинного обучения. Точность распознавания эмоций составляет 87 процентов. Прибор обещает быть удобным в использовании — установка не предусматривает применения различных нательных датчиков. Предполагается, что EQ-Radio будет применяться в области нейромаркетинга, рекламных кампаниях, киноиндустрии и других сферах, нуждающихся в объективной регистрации эмоций человека.
Психологи неоднократно пытались проанализировать внешние признаки того или иного эмоционального состояния, однако вынуждены были признать, что внутренние причины возникновения чувств остаются скрытыми от глаз наблюдателя. «Мысли абсолютно приватны», — пишет американский психолог, специалист по межличностному общению и распознаванию лжи Пол Экман в «Психологии эмоций». Это накладывает определенное ограничение на применение EQ-Radio: наблюдая за эмоциональной реакцией потребителя на рекламный ролик, можем ли мы быть уверенными, что зафиксированное «счастье» связано именно с его просмотром, а не с тем, что перед прохождением эксперимента испытуемый узнал о карьерном повышении?
Стоит отметить, что Экман выделял семь базовых эмоций, которым присущи характерные выражения лица: печаль, гнев, удивление, страх, отвращение, презрение и радость. Можно заметить, что EQ-Radio распознает лишь две из них, печаль и гнев. Но именно здесь возникает вторая сложность: две эти эмоции очень тесно взаимосвязаны, поэтому утверждать наличие одной из них без вмешательства другой попросту невозможно. Получается, что зафиксированная прибором эмоция способна ввести нас в заблуждение относительно исходного эмоционального состояния испытуемого.
Предположим, EQ-Radio разместили в кардиологическом отделении, поблизости от человека, у которого только что диагностировали неизлечимую болезнь. Первое, что испытает этот человек, — печаль. Однако моментально в ответ на эту эмоцию у него может вспыхнуть гнев по отношению к самому себе: зачем раньше времени опускать руки и подписывать себе смертный приговор? Надо бороться! Очевидно, что зарегистрированный системой гнев не будет первоначальным переживанием.
Некоторые авторы утверждают, что печаль является «врожденным активатором гнева», поэтому неправомерно обосновывать наличие одной эмоции простым исключением другой. Помимо всего прочего, физиологические показатели разгневанного человека сходны с характеристиками того, кто испытывает страх: и у того, и у другого увеличивается частота сердечных сокращений, на основании которой как раз и строится эмоциональный профиль, усиливается потоотделение и учащается дыхание. Получается замкнутый круг: печаль нельзя с уверенностью отделить от гнева, а гнев легко можно перепутать со страхом.
Другой классик психологии эмоций Кэррол Изард тоже выделяет базовые эмоции: интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, стыд, страх, смущение, страдание. Репертуар шире, однако из приведенного списка EQ-Radio по-прежнему распознает лишь две: печаль и гнев. Возникает вопрос: как можно интерпретировать такие эмоциональные состояния, фиксируемые прибором, как счастье и возбуждение? Легко заметить, что и то, и то обозначение эмоции не предполагает однозначной трактовки. Счастье — интегративное понятие, способное включать в себя всю палитру перечисленных базовых эмоций. Следует отвлечься от примитивного понимания данной категории и однозначной ее связи с радостью. Можно быть счастливым, испытывая интерес, смущение, удивление. Что касается возбуждения, то в данном случае тоже возникает ряд вопросов. Что именно подразумевается под этим понятием? Так, Изард рассматривал возбуждение наряду с интересом, что придает возбуждению положительную направленность, связанную с желанием и потребностью открывать что-то новое, действовать и развиваться. Однако логично предположить, что возбуждение не всегда может быть положительным. Соответственно, вопрос о характере возбуждения, распознанного системой EQ-Radio, останется открытым.
Некоторые исследования, касающиеся распознавания эмоций человека, были проведены и в нашей стране. Важно отметить создание специальных программных комплексов, направленных на оценку эмоционального состояния реального человека. Но все же разработчики с некоторым скептицизмом смотрят на полученные результаты: полного распознавания эмоций достигнуть не удалось. Это связано с целым рядом причин, в частности с тем, что некоторые эмоции, например радость, имеют более характерные признаки, которые легче зафиксировать, в то время как другие, скажем грусть, выражены более слабо, что препятствует их идентификации. Предпринимались также попытки определять эмоциональное состояние человека по характеру его телодвижений и речи, для чего, например, были созданы специальные устройства, улавливающие тембр и высоту голоса.
Как мы видим, дать однозначную оценку открытиям и изобретениям в области психологии эмоций пока довольно трудно. Приборы, способные зафиксировать несколько эмоциональных состояний человека, не дают полного представления о том, что на самом деле происходит с испытуемым, и тем более не отвечают на вопрос о причинах и источниках возникновения его чувств. Интерпретация его переживаний неизбежно окажется субъективной.
Библиография
1. Барабанщиков В.А., Хозе Е.Г. Конфигуративные признаки экспрессий спокойного лица // Экспериментальная психология. — 2012. — №1. — С. 45-68.
2. Бобе А.С., Конышев Д.В., Воротников С.А. Система распознавания базовых эмоций на основе анализа двигательных единиц лица // Инженерный журнал: наука и инновации. — 2016. — №9 (57). — С. 1-16.
3. Заболеева-Зотова А.В., Орлова Ю.А., Розалиев В.Л. Автоматизированное определение эмоционального состояния человека по телодвижениям и речи // Вестник Ростовского Государственного Университета путей сообщения. — 2013. — №3(51). — С. 61-68.
4. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999. — 464 с.
5. Ноакк Н.В., Знаменская А.Н. Анализ эмоций кинозрителя как условие прогнозирования кассового успеха фильма // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — №16. — С. 58-66.
6. Экман П. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2010. — 336 с.
Мария Утробина