Так уж сложилось, что люди с куда большим интересом обращают внимание на новости с негативной окраской, чем на позитивные. Поэтому, например, многие, пусть и смутно, но помнят, что Газпром десять лет назад собирался построить небоскреб «Охта центр» рядом с историческим центром Санкт-Петербурга. После долгих споров, критики и суда строительство отменили, страсти утихли и общественность сразу же забыла о проекте.
Естественно, о проекте не забыл сам Газпром. Проект немного изменили, переименовали в «Лахта центр» и начали строить совсем в другом месте — в Приморском районе, на окраинах Питера. Когда в 2018 году закончат строительство — будет самый высокий небоскреб в Европе, аж целых 462 метра. Безусловно, высота, архитектурная концепция, атриум, смотровая площадка, планетарий — это все очень интересно. Наверное. Наверное, для кого-то еще, но не для меня, потому что для меня самой интересной темой оказались сваи, фундамент и опалубка.
Да, я побывал на стройке, и теперь вам не избежать рассказа о так называемом «нулевом цикле» строительства небоскреба.
Сначала строители делали свайное основание. Почва в Петербурге, как известно, не самая надежная опора. Поэтому сваи не забивали, а бурили. Да, под каждую из 264 свай диаметром два метра бурили шахту, причем для некоторых свай эта глубина достигает 82 метров (65 метров от дна котлована). Потом в шахту опускали каркас их арматуры и кучу датчиков, и только затем заливали бетоном снизу вверх.
Перед рытьем котлована в грунте сделали огромную бетонную стену глубиной в 30 метров в форме правильного пятиугольника периметром 300 метров. Зачем? Чтобы в не очень надежном верхнем слое почвы можно было спокойно рыть котлован. В траншеи по периметру свайного основания сначала заливали раствор бентонита, который сильно разбухает от влаги, предохраняет стены от осыпания, а заодно не дает грунтовым водам наполнять траншею. Потом в эту мутную жижу опускали арматурный каркас и трубу для бетонирования. Бетон подавали снизу вверх, чтобы он постепенно заполнял траншею и вытеснял бентонит, который по мере бетонирования откачивали для повторного использования.
Собственно, только после заливки свай и стены в грунте началось рытье котлована. Почему именно в таком порядке? Во-первых, рыть котлован в нестабильном грунте без стены было бы достаточно проблематично. Во-вторых, буровые установки очень тяжелые и их было бы тяжело (или невозможно) достать со дна котлована глубиной в 20 метров.
Кстати, рытье котлована тоже оказалось отдельным сложным этапом — по пути приходилось срезать «лишние метры» свай и строить распорные железобетонные диски, чтобы стена в грунте не сложилась внутрь котлована.
С фундаментом тоже все оказалось не так просто — из-за того, что основную нагрузку здания на себя будет принимать цилиндрическое ядро, монолитная плита фундамента не может правильно распределить нагрузку и просто просядет под весом здания. Эту проблему решили, заменив монолитную плиту на коробчатый фундамент с двумя плитами вверху и внизу, между которыми расходятся радиальные ребра, распределяющие нагрузку.
В общем, теперь работы нулевого цикла позади и здание быстро растет вверх, а снизу уже появилась стеклянная облицовка. Цилиндрическое ядро движется впереди всей остальной стройки и перешагнуло за 40 этажей. На нем, кстати, установлена самоподъемная опалубка — конструкция состоит из двух половин, которые по очереди поднимаются вверх, создавая по половине этажа ядра.
По плану стройка завершится в 2018 году, так что уже совсем скоро любой желающий сможет подняться на смотровую площадку и посмотреть на Санкт-Петербург и Финский залив с высоты 357 метров.