Искусственный интеллект постепенно становится способен заменять людей. Например, он может стать вашим преподавателем (причем не факт, что вы заметите отличие компьютера от человека) или продавцом-консультантом в магазине. Но вот сможет ли он заменить вам друга, особенно если этот друг ушел в мир иной?
Евгения Куйда — девушка, которая лишилась близкого ей человека. Будучи сотрудницей компании Luka, разработавшей одноименный мессенджер с ботами на базе искусственного интеллекта, она нашла свой собственный способ пережить горе — создала бота, который разговаривает фразами ее погибшего друга.
Для меня это была первая смерть. Я не знала, как ее пережить, поэтому как только стало возможно, я просто постаралась ничего не чувствовать — теперь, спустя полгода, стало понятно, что ничего никуда не исчезает. Совсем недавно мы в Luka научились делать диалоговую модель, используя небольшие датасеты поверх нейронной сети. Я собрала все сообщения из нашей переписки, фотографии, статьи, мысли, воспоминания — свои и друзей — и мы сделали AI Роман.
По словам девушки, с ботом @Роман можно разговаривать о нем самом или просто о жизни. Команда постоянно добавляет данные (реплики Романа из переписок) и улучшает модель, однако бот еще нуждается в доработке — как пишет Евгения, иногда он будет отвечать невпопад или не сможет дать ответ на очевидные вопросы.
На практике оказалось, что бот не способен поддерживать адекватную беседу. Ни на один вопрос редакции @Роман так и не смог ответить нормально.
Отвечать так, чтобы это было похоже на диалог, он может только на вопросы из предложенного списка. И то разговор получается весьма односложным.
Кроме того, создание таких ботов поднимает ряд этических вопросов. Например, главный редактор журнала «Секрет фирмы» опубликовал целых список возможных проблем и противоречий:
Спрашивать ли у человека до смерти разрешение на создание бота на основе его опубликованных высказываний? В паблике? Под замком? В личной переписке? — Что если семья против? Нужно ли специальное право для такого рода сущностей или хватит закона о наследовании? — Что вообще с авторским правом на контент? — Может ли бот использовать слова, которые умерший не использовал, т.е. будет ли бот развивать личность или оставит её в рамках уже произведенных человеком точек зрений? — Является ли мнение бота мнением умершего? Сможем ли мы, к примеру, опубликовать колонку Романа Мазуренко?
Неизвестно, будет ли в будущем популярно такое применение искусственного интеллекта, однако пока что такие технологии выглядят, как минимум, неоднозначно.