Ровно сто лет назад русский инженер-конструктор Александр Пороховщиков провел успешные испытания бронированной машины «Вездеход», которая при помощи всего одной гусеницы смогла развить скорость в 25 километров в час. Изобретенная Пороховщиковым машина считается первым русским танком, хотя она и не была принята на вооружение. Проектом «Вездехода» уже предусматривались все основные элементы современных танков: броня, вращающаяся башня с вооружением, гусеницы, двигатель внутреннего сгорания.
Пороховщиков создавал свою бронированную машину для того, чтобы защитить бойцов во время перемещений между окопами. Конструкция танка была довольно необычной: он имел сварной корпус с округлыми формами, посередине которого проходила в нижней части проходила широкая гусеница. Она была сделана из прорезиненной ткани и натягивалась на четыре барабана, задний из которых был ведущим. Внутри корпуса под местом водителя гусеница натягивалась пятым барабаном. По бокам от гусеницы располагались по одному рулевому колесу.
«Вездеход» был оснащен карбюраторным двигателем мощностью десять лошадиных сил, который через коробку передач и карданный вал вращал ведущий барабан. На прототипе танка вооружения и брони не было. Длина машины составляла 3,6 метра, ширина — два метра, а высота — 1,5 метра. Предполагалось, что после установки вооружения и брони масса танка составила бы около четырех тонн. В июле 1915 года Пороховщиков показал «Вездеход» государственной комиссии, которая признала машину непригодной для принятия на вооружение.
Выяснилось, например, что рулевые колеса не всегда были способны повернуть «Вездеход» в нужном направлении, и водителю приходилось пользоваться специальным шестом. Кроме того, гусеница во время распутицы быстро намокала и проскальзывала на барабанах. Наконец, внутренне пространство для водителя было слишком тесным, сковывая его движения. После провала «Вездехода» работы по созданию танков в России возобновились в начале 1920-х годов.