Киви стал синтезировать дневную норму витамина С после двух удвоений генома

В одном крупном фрукте киви содержится дневная норма витамина С. Ученые выяснили, что синтезировать такие большие количества этого витамина растение начало после того, как у него дважды произошло частичное удвоение генома. Как сообщается в статье, опубликованной в iScience, оно происходило 50-57 миллионов и 18-20 миллионов лет назад.

Киви (или китайский крыжовник) — плоды культурных растений рода актинидия (Actinidia). Эндемики северного и восточного Китая, дикие плоды киви использовались в медицинских целях как минимум с XII века. Но культивировать эти растения начали значительно позже. В начале XX века киви завезли в Новую Зеландию, где их начали целенаправленно выращивать. Во время Второй мировой войны киви был популярен у британских и американских военных, которые служили в стране, и в 1960-х годах его завезли сначала в Великобританию, а затем в США.

В 100 граммах мякоти киви (или в одном крупном плоде) содержится больше дневной норма витамина С — около 93 миллиграммов. Китайские генетики и биологи под руководством Сииня Вана (Xiyin Wang) из Северо-Китайского университета науки и технологий выяснили, почему в плодах киви вырабатывается такое большое количество этого витамина. Для этого ученые проанализировали уже известный геном киви (вида Actinidia chinensis) и сравнили ДНК киви с геномами их дальних родственников, винограда и кофе.

В результате оказалось, что последний общий предок киви и винограда рос примерно 102-115 миллионов лет назад, а общий предок киви и кофе — 74-83 миллиона лет назад. Также ученые выяснили, что 50-57 миллионов и 18-20 миллионов лет назад происходило частичное удвоение генома киви. В том числе удваивались гены, связанные с биосинтезом витамина С. Так что в конце концов, их количество в геноме киви оказалось в 3,5-6,5 раз больше, чем в геномах кофе винограда.

Ранее генетики проследили за эволюционной историей опийного мака. Оказалось, что вырабатывать морфин растение научилось сравнительно недавно, около восьми миллионов лет назад.

Побелевшие от горя