Вертолет Ми-2 оснастили системой дополненной реальности

Европейская компания Sferion разработала универсальную систему дополненной реальности, которая может быть установлена на любой тип вертолетов. Как пишет Aviation Week, для испытания такую систему установили на многоцелевой вертолет Ми-2, разработанный в первой половине 1960-х годов. Этот вертолет принадлежит Университету Айовы. Позднее проверки проведут на многоцелевом вертолете EC635.

Взлет и посадка современных вертолетов может быть крайне трудной в случае плохой видимости, например, в тумане, снегопаде или большом количестве пыли в воздухе. В таких условиях посадка по приборам далеко не всегда может быть безопасной, поскольку такие приборы не могут предупредить летчика о каких-либо объектах в зоне посадки.

Новая система дополненной реальности, разработанная Sferion в базовом варианте включает в себя шлем с нашлемным дисплеем, лидар SferiSense 500 и модуль обработки данных. С помощью лидара система способна формировать трехмерную картинку окружающего пространства с различными объектами, включая столбы и линии электропередач.

Дальность обзора лидара составляет 1200 метров. Вся информация, передаваемая с этого устройства в модуль обработки, сопоставляется с заранее загруженными в память трехмерными картами местности. На нашлемный дисплей в полете выводятся полетные данные, включая скорость, высоту и режим полета, а также трехмерные объекты — линии ландшафта или очертания объектов.

За 600 метров до точки намеченной посадки система в нашлемном дисплее подсвечивает место для приземления, а также выводит изображение нескольких столбцов, обозначающих высоту полета вертолета. Кроме того, на дисплее отображаются две окружности, одна из которых обозначает место посадки, а вторая — зону, над которой проходят лопасти несущего винта машины.

В условиях нормальной видимости система Sferion позволяет существенно упростить управление вертолетом, полет по маршруту (маршрутные точки отображаются на нашлемном дисплее) и посадку. В условиях плохой видимости обзор системы существенно снижается, поскольку лазер не способен проникать на большое расстояние сквозь пыль или снежные хлопья. Для посадки в тумане система может быть оснащена радаром.

Серийных универсальных систем дополненной реальности для вертолетов сегодня не существует. Специализированные системы дополненной реальности должны получить британские многоцелевые вертолеты AW101 Merlin, американские истребители F-35 Lightning II и российские Т-50 (ПАК ФА), а также американские ударные вертолеты AH-64E Guardian.

С 2015 года созданием универсальной системы дополненной реальности для вертолетов занимается российская компания «Транзас Авиация». Ее система будет выводить информацию с приборов и датчиков на индикатор на ветровом стекле, совмещая ее с видеоинформацией от инфракрасных камер и компьютерной моделью рельефа местности, над которой проходит полет.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Шведы показали превосходство кнопок и крутилок над сенсорным управлением в автомобиле