Европейский авиастроительный концерн Airbus и американская компания Local Motors подвели итоги конкурса на создание концепции беспилотного летательного аппарата будущего. Конкурс проводился с апреля текущего года. Российский дизайнер из Омска Алексей Медведев занял первое место в главной призовой категории.
Россиянин представил на конкурс концепт грузового беспилотника Zelator-28 вертикальных взлета и посадки. Аппарат разработан по смешанной схеме квадрокоптера и самолета с толкающим воздушным винтом. Под корневыми изгибами V-образного крыла аппарата размещены две балки, на законцовках которых установлены электромоторы с воздушными винтами.
С помощью подкрыльевых воздушных винтов беспилотник способен совершать вертикальные взлет и посадку. Каждый двигатель способен выдавать тягу в 11 килограммов. Крутящий момент двигателей составляет четыре тысячи ньютон-метров при частоте вращения 3900 оборотов в минуту. Хвостовой толкающий винт отвечает за горизонтальный полет.
Согласно проекту, Zelator-28 имеет размах крыла 4,3 метра и длину 2,3 метра. Высота аппарата по хвостовому оперению составит 0,8 метра. Беспилотник предполагается оснастить съемным грузовым отсеком.
По оценке разработчика, в режиме висения потребляемая мощность двигателей составит семь киловатт, а в крейсерском горизонтальном режиме полета — один киловатт. Для питания моторов и бортовых систем предполагается использовать батарею из никель-манганно-кобальтовых аккумуляторов Kokam. Напряжение батареи, состоящей из 12 банок составит 44,4 вольта.
Второе место в главной призовой категории получил американец под псевдонимом Harvest Zhang. Он представил на конкурс беспилотник Volans, конструктивно похожий на Zelator-28, но имеющий прямое крыло. Третье место досталось немцу Доминику Фингеру с беспилотником Minerva. Его аппарат выполнен по двухбалочной схеме с четырьмя воздушными винтами на концах балок.
Приз за первое место в главной категории составил 50 тысяч долларов и жилет с логотипом конкурса и именной нашивкой. За второе место участник получил 20 тысяч долларов, а за третье — десять тысяч. Помимо этого конкурсанты, занявшие первые три места, получили полностью оплаченную поездку на авиасалон в Фарнборо.
Он пригодится на Марсе, Луне и ледяных спутниках планет-гигантов
Инженеры разработали концепцию робота для будущих миссий по изучению пещер на Марсе, Луне и ледяных спутниках планет-гигантов. Проект ReachBot описывает устройство с несколькими конечностями, которые способны раскладываться и дотягиваться до удаленных точек, на которых можно закрепиться с помощью захвата с металлическими шипами, сообщается в отчете NASA. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера С тех пор как орбитальные исследовательские аппараты подтвердили существование пещер под поверхностью Марса и Луны, ученые не перестают размышлять над их полноценным исследованием. Помимо ценной информации об истории формирования небесного тела, в пещерах, куда не проникают ультрафиолетовые солнечные лучи и космические заряженные частицы, могли бы сохраниться и следы внеземной жизни. До последнего времени все подвижные роботы, предназначенные для изучения других планет, разрабатывались с расчетом, что они будут передвигаться только по сравнительно ровной поверхности. Поэтому они имеют относительно простое четырех- или шестиколесное шасси, которое устойчиво и не требует много энергии, но, к сожалению, не позволяет передвигаться по крутым каменистым склонам и скалам, и потому не подходит для исследования пещер. Инженеры под руководством Марко Павоне (Marco Pavone) из Стэндфордского университета уже несколько лет работают над многоэтапным проектом ReachBot для NASA, развивающим концепцию робота, способного перемещаться по пещерам и скалам со сложным рельефом, недоступным для других видов роботов при разных уровнях гравитации. Его главная особенность заключается в необычном способе передвижения. Вместо колес или ног у него есть несколько гибких удлиняющихся конечностей, на конце которых располагаются захваты с множеством мелких металлических шипов, которые цепляются за малейшие неровности на каменной поверхности. Аналогичный способ удержания на вертикальных поверхностях применялся в прототипе робота-скалолаза LEMUR, разработанном Лабораторией реактивного движения NASA. За счет металлических шипов робот может удерживать свое положение, распределив свой вес между несколькими конечностями, пока подыскивает следующую точку опоры для одной из них. Ожидается, что ReachBot сможет передвигаться не только по стенам и потолку, но и по полу как обычный ходячий робот. Однако на данной стадии проектирования конкретной конструкции для конечностей еще нет. Разработчики оценили параметры робота для миссии по исследованию марсианской лавовой трубки с высотой от пола до потолка порядка 30 метров. Это должно быть устройство массой около 10 килограмм, с восемью конечностями, способными развертываться до 20 метров в длину, оборудованное камерами и лидаром для навигации и прокладывания маршрута, а также для картографирования окружения. На предыдущих этапах были разработаны алгоритмы движения робота на плоскости, а также построен примитивный прототип ReachBot. В качестве четырех конечностей на нем используются стальные измерительные рулетки, оснащенные механизмом поворота, который позволяет «наводить» их на объект. После чего другой механизм раскручивает рулетку, на конце которой расположен захват с металлическими шипами. Робот умеет определять положение предметов вокруг с помощью визуальных меток, дотягиваться до них конечностями, ухватываться с помощью захватов и подтягивать себя в нужном направлении. В будущем разработчики планируют построить версию, которая способна двигаться в трехмерном пространстве. https://www.youtube.com/watch?v=Q6uvS_19OcA Существуют и другие концепции исследования инопланетных пещер, куда нет доступа колесных роботам. Одна из них предполагает использование нескольких четвероногих роботов Spot Mini. Каждый из членов группы будет отличаться от других, иметь свою роль и помогать другим.