Экономист Дэвид Хью-Джонс (David Hugh-Jones) из Университета Восточной Англии (Великобритания) провел экспериментальное онлайн-исследование честности и склонности к обману у представителей 15 стран мира. Доклад с результатами работы представлен на конференции в Лондоне и доступен на сайте университета.
Хью-Джонс обнаружил, что наиболее склонными к обману и нечестному поведению в условиях, когда это может принести финансовую выгоду, являются китайцы и индийцы. В отдельном эксперименте по числу обманов лидировали турки. Противоречивые данные были получены по японцам, в первом из экспериментов они обманывали почти так же часто, как и китайцы, однако в другом были лидерами по честности. Самыми же честными оказались жители Великобритании.
Ученый провел большой онлайн-опрос, который включал в себя два эксперимента. Всего в исследовании приняли участие более 1500 добровольцев из 15 стран, с разным уровнем экономического развития: Бразилия, Китай, Греция, Япония, Россия, Швейцария, Турция, США, Аргентина, Дания, Великобритания, Индия, Португалия, Южная Африка и Южная Корея.
В первом эксперименте испытуемым предлагалось подбрасывать монетку. Если она выпадала «решкой», то респондентам выплачивали 5 долларов, если же «орлом», то всего три. При этом сам экспериментатор не видел подбрасываний и полагался лишь на ответы испытуемых онлайн. Количество проб было достаточно велико, чтобы считать, что пропорция выпадений обоих вариантов была близка к 50 на 50. Если эта пропорция сдвигалась в сторону выпадения «решки» больше чем на 50 процентов, то экспериментатор полагал, что испытуемый ведет себя нечестно. Соответственно, чем больше был сдвиг в более «прибыльную» сторону, тем более был склонен тот или иной испытуемый обмануть и нажиться в ходе эксперимента. По окончании всех экспериментальных проб подсчитывались средние значения по подвыборкам респондентов из разных стран.
Второй эксперимент был более изощренным. В нем предлагалась небольшая викторина, посвященная музыке. Она содержала шесть вопросов, типа «Какое настоящее имя у Леди Гага?» или «В каком году родился Клод Дебюсси?». Если респондент правильно отвечал на все шесть вопросов — ему полагалось достаточно крупное денежное вознаграждение. При этом испытуемых просили не гуглить правильные ответы. Под каждым из вопросов в онлайн-анкете был специальный пункт, где участник исследования должен был поставить «галочку», подтверждая, что он ответил на вопрос сам, без помощи каких-либо интернет-ресурсов. При этом три из шести вопросов содержали очень малоизвестную информацию, и ответить на них без помощи поисковиков было практически невозможно. Ответ хотя бы на один такой вопрос считался ложью, на все три — явным обманом.
Выяснилось, что в эксперименте с подбрасыванием монетки наиболее честными себя показали англичане — всего 3,6 процента респондентов пытались обмануть экспериментатора, тогда как среди китайцев таковых было 70 процентов. Сразу же за ними шли японцы, корейцы и индийцы. К удивлению исследователей, греки, которые стереотипно воспринимаются представителями других наций как хитрецы и обманщики, в итоге также были среди лидеров по честности в этом эксперименте (см. график).
Во втором эксперименте лидерство по количеству обманов завоевали турки, следом ними вновь шли китайцы, индийцы и португальцы. Однако японцы в этом эксперименте проявили себя наиболее честными людьми. И вновь высокую планку честности показали британцы.
Хью-Джонс считает, что расхождение данных по Южной Корее и Японии в двух экспериментах произошло из-за склонности азиатов к азартным играм, на которые очень похоже подбрасывание монетки. Однако очевидно, что в дальнейших исследованиях следует использовать более разнообразные и сложные дизайны экспериментов.
Двумя другими важными результатами исследования оказалось, во-первых, то, что люди из одних стран не могут предсказать честность представителей других наций. А распространенные стереотипы (например, о греках) оказываются ложными. Также выяснилось, что в большинстве случаев представители какой-либо страны склонны занижать честность своих сограждан и завышать у жителей других государств. При этом наиболее пессимистичными в этом плане были именно греки и китайцы.Во-вторых, уровень бесчестности и склонности к обману коррелировал с бедностью населения, однако не имел взаимосвязей с темпами текущего экономического развития.
Даниил Кузнецов
Science назвал десятку главных событий 2024 года
Ежегодно журнал Science, вслед за коллегами из Nature, подводит итоги уходящего года. Редакция составляет список из десяти научных событий и выделяет одно из них как особо выдающееся. В прошлом году важнейшим открытием стали агонисты глюкагоноподобного пептида-1, среди которых семаглутид или «Оземпик», а в 2022 — полет JWST (без телескопа, к слову, не обошлось и в этот раз).