Макаки из Таиланда «подделали» олдувайские артефакты

Они случайно изготовили сколы, когда пользовались отбойниками

В местах, где макаки-крабоеды кололи камнями плоды масличной пальмы, ученые собрали больше 1100 артефактов. Помимо отбойников и наковален, исследователи обнаружили 219 случайно сделанных сколов. Сравнив их с артефактами возрастом около 3,3–1,5 миллиона лет из африканских местонахождений, археологи пришли к выводу, что порой они не отличаются от отщепов и сколов, изготовленных гомининами в доолдувайскую и олдувайскую эпохи. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Одной из важнейших культурных инноваций в истории гоминин стало регулярное изготовление и использование каменных орудий. На сегодняшний день древнейшими и крайне примитивными орудиями считаются артефакты из местонахождения Ломекви-3 в Кении, возраст которых составляет около 3,3 миллиона лет. Однако систематически делать каменные изделия по достаточно стандартной технологии они начали позже — с появлением так называемой олдувайской (олдованской) культуры. До недавнего времени археологи полагали, что это произошло около 2,6 миллиона лет назад. Но новые находки, сделанные в кенийском местонахождении Ньяянга, возможно, позволяют отодвинуть эту границу до трех миллионов лет назад.

Пока одни исследователи рассуждают, какие гоминины первыми начали изготавливать орудия, другие изучают способности современных животных делать что-то подобное. Например, обыкновенные шимпанзе (Pan troglodytes) могут использовать камни в качестве молотков, чтобы расколоть орехи. Другой пример — это чернополосые капуцины (Sapajus libidinosus), живущие в Южной Америке. Порой они раскалывают камни, которые можно спутать с орудиями, сделанными человеком. Вероятно, с их деятельностью связаны находки, сделанные в бразильской местности Педра-Фудрада, которые некоторые ученые считали доказательством того, что человек мог оказаться в Америке уже 50–32 тысячи лет назад.

Томос Проффитт (Tomos Proffitt) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка совместно с коллегами из Германии, США и Таиланда обратил внимание на других приматов, использующих в своей жизнедеятельности камни, — макаков-крабоедов (Macaca fascicularis), которых недавно уличили в том, что, среди прочего, они используют камни в качестве секс-игрушек. Исследователи наблюдали за макаками, обитающими на одном из островов на юге Таиланда.

Эти обезьяны пользуются орудиями, чтобы расколоть плоды масличной пальмы (Elaeis guineensis). Приматы клали их на каменные наковальни, после чего наносили удары своими отбойниками. В 2017 и 2021 годах ученые побывали на 40 участках, где обезьяны кололи плоды, и обнаружили там 1119 каменных артефактов, которые они подвергли тщательному анализу.

Исследователи отметили, что в качестве отбойников макаки использовали камни, масса которых варьировалась от 35 до 920 грамм. Однако их внимание привлекли многочисленные сколы, случайно полученные обезьянами. В общей сложности таких артефактов оказалось 219 (19,6 процента). Ученые сравнили эти предметы с находками, сделанными на африканских памятниках плио-плейстоцена, которые датируются от 3,3 до 1,5 миллиона лет назад. Среди прочего, выборка включала предметы из местонахождений в Олдувайском ущелье, Кооби-Форы и Леди-Герару.

Сравнительный анализ показал, что зачастую сколы, сделанные макаками, существенно не отличались от отщепов и осколков, обнаруженных на древних археологических памятниках доолдувайской и олдувайской эпохи. По мнению ученых, гипотетически древние гоминины, прежде чем перейти к целенаправленному расщеплению камня, могли заниматься схожей с макаками деятельностью — разбивать орехи и получать случайные сколы.

Ранее на N + 1 рассказывали, что не только обезьяны способны делать каменные предметы, похожие на человеческие орудия. Так, испанские археологи провели эксперимент и выяснили, что ослы и лошади могут копытами разбивать камни. Полученные таким способом сколы порой схожи с артефактами олдувайской культуры.

Лошадей и ослов заподозрили в «подделке» артефактов олдувайской культуры