Древние американцы 14 тысяч лет назад устроили в пещере хранилище для саранчи

Ученые нашли остатки почти тысячи особей

Американские ученые исследовали материалы, найденные 70 лет назад в одной из пещер штата Невада. Оказалось, что около 14 тысяч лет назад древние собиратели устроили в ней яму-хранилище для североамериканской саранчи. Исследователи подсчитали, что коллекция находок включает остатки как минимум 979 особей. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.

Часто людей древнекаменного века представляют суровыми охотниками на мамонтов (Mammuthus) и прочих представителей мегафауны. Однако в действительности рацион первобытных людей был гораздо разнообразней. Так, с древнейших времен в пищу шли и различные водные животные, включая черепах, крокодилов и рыбу. Кроме того, люди собирали разного рода растительность, что известно не только по остаткам различных зерен, шелухи и прочим отходам, но и по специфичным орудиям из камня, рога и кости.

Не были исключением и древнейшие жители Америки, о присутствии которых к югу от ледниковых щитов можно с уверенностью говорить примерно с 16–15 тысяч лет назад. Так, этнографические и археологические данные указывают на то, что в разных популяциях этого континента рацион включал блюда из представителей надсемейства кузнечиковых (Tettigoniodea). Яркий пример — находки из пещеры Лейксайд (штат Юта), где обнаружили большое количество остатков саранчи вида Melanoplus sanguinipes, древнейшим скоплениям которых около 5150–5500 лет.

Эван Пеллегрини (Evan Pellegrini) из Департамента по транспорту штата Невада совместно со своими американскими коллегами исследовал материалы, раскопанные археологами в 1952–1953 годах в пещере Крипт. На этом памятнике позднего плейстоцена ученые нашли хранилище с многочисленными остатками североамериканской саранчи (Melanoplus spretus). Оно представляло собой яму овальной формы, максимальная ширина которой составляла примерно 90 сантиметров, а глубина около 70 сантиметров.

Ученые отправили остатки насекомых на радиоуглеродный анализ. Получив несколько датировок, они пришли к выводу, что возраст находок составляет около 12238 ± 18 радиоуглеродных лет. По калибровочной кривой IntCal20 это соответствует возрасту 14067–14305 лет. Палеозоологическое исследование материалов из пещеры Крипт позволило определить, что в хранилище находились как минимум 979 особей саранчи, большинство из которых было взрослыми. Кроме того, там же присутствовали немногочисленные остатки других животных и растений: вилорога (Antilocapra), зайца (Lepus), сифатела (Siphateles), мясной мухи (Sarcophafa) и можжевельника западного (Juniperus occidentalis) и некоторых других. Похоже, в яме они оказались случайно.

По мнению исследователей, стаи саранчи могли быть ценным пищевым ресурсом для древнего населения Америки. При этом ученые считают маловероятной версию, что обнаруженное хранилище с насекомыми — результат деятельности животных, например, хищных птиц, а не человека. По данным археологов, это самое раннее достоверное свидетельство пребывания человека в западной части Большого Бассейна.

Ямы-хранилища для запасов устраивали не только древние жители Америки. В этом году на N + 1 рассказывали, что уже в VII тысячелетии до нашей эры охотники-собиратели из Сибири выкапывали глубокие ямы, в которых хранили и квасили рыбу. Такой объект нашли на ранненеолитическом памятнике Тартас-1.

Клад восточных монет из Чертова городища датировали первой четвертью IX века