В Испании нашли останки древнейшего человека в Европе. Им 1,4 миллиона лет

Археологи обнаружили в Атапуэрке останки древнейшего человека, жившего в Европе. Окаменелость возрастом около 1,4 миллиона лет примерно на 200 тысяч лет старше предыдущей находки, сделанной в 2007 году. Она представляет собой фрагмент челюсти, которая принадлежала человеку-предшественнику (Homo antecessor). Об этом сообщило издание The Guardian со ссылкой на Agence France-Presse.

В 1997 году палеоантропологи описали новый вид Homo — человека-предшественника (Homo antecessor), проживавшего в Европе в эпоху нижнего палеолита. Поводом для этого стала находка фрагментированного черепа ребенка 10–12 или 13–15 лет, сделанная в 1994 году (опубликована в 1995 году) в испанских горах Сьерра-де-Атапуэрка (провинция Бургос), где находится целая группа палеолитических памятников. Ученые считают, что человек-предшественник был потомком человека прямоходящего (H. erectus) и, вероятно, стал предком для гейдельбергского человека (H. heidelbergensis). Возраст этой находки составлял около 0,8 миллиона лет, что делало ее на тот момент древнейшими останками человека в Европе.

Однако в 2008 году стало известно и о более древних находках, сделанных в Атапуэрке в пещере Сима-дель-Элефанте, где годом ранее ученые обнаружили фрагмент нижней челюсти человека с несколькими сохранившимися на ней зубами, а также 32 примитивными каменными орудиями олдувайской (олдованской) культуры. С помощью биостратиграфического, палеомагнитного и радиометрического методов исследователи выяснили, что возраст находки около 1,1–1,2 миллиона лет.

Испанские палеоантропологи сообщили о новой находке, сделанной в Атапуэрке. Они обнаружили фрагмент окаменевшей челюсти, который, вероятно, представляет собой древнейшие известные останки представителя рода Homo, найденные в Европе. Окаменелость раскопали в том же местонахождении (пещера Сима-дель-Элефанте), что и челюсть возрастом 1,1–1,2 миллиона лет, обнаруженную в 2007 году.

Возраст новой находки необходимо будет подтвердить физическими методами датирования. Этой работой, которая предварительно займет около шести—восьми месяцев, будут заниматься ученые из Национального центра исследований эволюции человека в Бургосе. Палеоантрополог Хосе Мария Берумудес де Кастро (Jose Maria Berumudez de Castro) отметил, что нынешняя окаменелость залегала примерно на два метра глубже, чем челюсть 2007 года. Поэтому логично предполагать, что она древнее. Предварительный возраст новой окаменелости составляет 1,4 миллиона лет.

В прошлом на N + 1 уже рассказывали о найденных фаунистических остатках и окаменелостях человека-предшественника из Атапуэрки возрастом около 1,22 миллиона лет. Кроме того, на одной челюсти представителя этого вида палеоантропологи обнаружили неверно расположенный зуб мудрости.

Жители двух европейских поселений начали выращивать просо около 1300 года до нашей эры