Три молочных зуба из испанской пещеры оказались неандертальскими

Палеоантропологи исследовали три молочных человеческих зуба, найденных в испанской пещере Эль-Кастильо, и выяснили, что они принадлежали двум или трем неандертальцам. Это были индивиды возрастом примерно 4–11 лет, которые жили около 45–42 тысяч лет назад. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Archeological and Anthropological Sciences.

Считается, что примерно 80–60 тысяч лет назад люди современного анатомического типа (Homo sapiens), которые были носителями верхнепалеолитических культурных традиций, вышли из Африки и начали заселять другие континенты. Больше 40 тысяч лет назад они оказались в Европе. Самым древним европейским памятником, достоверно связанным с кроманьонцами, считается пещера Бачо-Киро, расположенная в Болгарии. Археологи обнаружили там останки нескольких гоминин, многочисленные костяные украшения, орудия труда и кости животных возрастом около 45–43 тысяч лет назад. Однако в начале нынешнего года стало известно о еще более древнем памятнике — французском гроте Мандрен, где был найден зуб кроманьонца возрастом около 54 тысяч лет.

Прибывшие в Европу люди современного анатомического типа на протяжении нескольких тысячелетий сосуществовали с проживавшими там неандертальцами (H. neanderthalensis), которые окончательно исчезли на континенте около 41–39 тысяч лет назад. О том, в какой форме проходило сожительство этих двух видов Homo в Европе, ведется немало споров. Ученые отмечают и генетические контакты между представителями двух популяций, и, видимо, культурное влияние друг на друга. Еще более сложный вопрос — о роли людей современного облика в полном исчезновении неандертальцев. Вместе с тем вероятность присутствия двух разных видов на одном и том же памятнике в одно время ставит сложную задачу перед археологами — порой установить культурную атрибуцию объектов материальной культуры или антропологических останков весьма сложно.

На севере Испании находится археологический памятник пещера Эль-Кастильо, которая включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В первую очередь этот доисторический объект известен благодаря обнаруженному там палеолитическому искусству, оставленному людьми современного облика в начале верхнего палеолита. Более того, отдельные примитивные изображения, судя по недавним датировкам, даже могли оставить неандертальцы, которые впервые оказались в этой пещере около 150 тысяч лет назад. За годы раскопок археологи обнаружили на этом памятнике многочисленные артефакты, кости животных, относящиеся как к эпохе среднего палеолита, так и верхнего.

Группа ученых из Испании и Франции под руководством Марии-Долорес Гарральда (Maria-Dolores Garralda) из Мадридского университета Комплутенсе исследовала три коронки молочных зубов, найденные во время раскопок в пещере Эль-Кастильо. Их обнаружили в культурном слое-18, относящемся ко временам перехода от эпохи среднего палеолита к верхнему. Методами электронного парамагнитного резонанса и ускорительной масс-спектрометрии в ходе прошлых исследований ученые датировали древесный уголь и кости животных со следами человеческой деятельности, выяснив, что слой был накоплен около 44940–42110 лет назад.

Каменные артефакты, найденные в исследованном слое, первоначально интерпретировались как переходная индустрия к ориньяку. Однако археологи пересмотрели эту трактовку и предложили называть ее переходной или индустрией начального верхнего палеолита. Обнаруженные в этом слое фаунистические остатки демонстрируют, что обитавшие там люди в исследованный период стали специализированными добытчиками благородных оленей (Cervus elaphus). Останки же из более древних поздних мустьерских слоев указывают на то, что люди добывали большее количество видов — благородного оленя, лошадей (Equus), первобытных быков или бизонов (Bos или Bison). Присутствовали в слое и артефакты из рога и кости, причем на некоторых из них видны следы символической деятельности.

Исследование найденных человеческих зубов заключалось в измерении находок, изучении их морфологии, а также в сравнении с зубами поздних неандертальцев, людей современного анатомического типа среднего и верхнего палеолита. Выборка охватывала период примерно от 100 до 25 тысяч лет назад. Палеоантропологам не разрешили сделать микрокомпьютерную томографию находок и взять образцы для палеогенетического анализа (успешность извлечения ДНК из зубов, по словам ученых, была низкая — зубы сохранились плохо).

В результате исследования палеоантропологи выяснили, что первый зуб представлял собой верхний молочный резец, который принадлежал ребенку четырех лет (±1 год) или 5,5 года (оценки возраста проводились по двум методикам). Причем ученые отметили, что этот резец, возможно, выпал не естественным путем, а в результате полученной травмы. Второй зуб представлял собой верхний левый второй молочный моляр и принадлежал ребенку возрастом около десяти лет (±30 месяцев) или 10,5 года. Третий зуб оказался нижним правым вторым молочным моляром, выпавшим у ребенка примерно в 13 лет или в 8–11,5 года.

Ученые пришли к выводу, что зубы принадлежали двум или трем детям (вероятнее — трем) неопределенного пола возрастом от 4–5 до 9–11 лет. Они отметили, что зубы были найдены в пространстве, которое считается местом разделки добычи. Вероятно, дети жили неподалеку, причем необязательно в одно и то же время. Особенности этих зубов позволили палеоантропологам идентифицировать их как неандертальские.

Ранее на N + 1 рассказывали о неандертальских зубах, найденных на других памятниках. Так, палеоантропологи обнаружили в Иране молочный зуб, принадлежавший шестилетнему неандертальскому ребенку. Кроме того, ученые изучили моляр, найденный в Приазовье еще в 1961 году, и пришли к выводу, что он также принадлежал неандертальцу.

Убитый леопардом парантроп из Сварткранса оказался человеком прямоходящим