Черная смерть пришла в Европу из окрестностей Тянь-Шаня

Палеогенетики исследовали останки семи человек, раскопанные в конце XIX века в Чуйской долине, и обнаружили, что трое из них стали жертвами чумы 1338–1339 годов. Дальнейшее исследование бактериальных геномов показало, что они были заражены вариантами, которые относятся к предковой ветке для патогенов, вызвавших в Европе Черную смерть. Ученые пришли к выводу, что естественный резервуар возбудителя второй пандемии чумы находился или в Чуйской долине, или в более широком регионе, включающем окрестности Тянь-Шаня. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature.

Чума представляет собой инфекционное заболевание, которое вызывает грамотрицательная палочка Yersinia pestis, самым опасным переносчиком которой выступает южная крысиная блоха. Человечество сталкивалось с этой болезнью с глубокой древности, свидетельства чему содержатся во многих древних письменных источниках, например, в Библии. Известны примеры и из археологической летописи, показывающие, что люди страдали от чумной палочки на протяжении как минимум нескольких тысяч лет. На сегодня древнейшее подтверждение этому было найдено на территории Латвии, где раскопали останки мужчины, который болел чумой около 5300–5050 лет назад. Несколько более молодые случаи известны и на территории России, например, два представителя афанасьевской культуры из Горного Алтая встретились с возбудителем болезни около 4800 лет назад.

Хотя заразиться чумой можно даже сегодня, причем даже на территории нашей страны (подробнее об этом в нашем материале «Территория черной смерти»), эта болезнь больше ассоциируется с двумя средневековыми пандемиями — Юстиниановой чумой и Черной смертью, а также рядом последовавших за ними вспышек. Самая разрушительная пандемия чумы (Черная смерть) разразилась в Европе в середине XIV века и, по оценкам историков, сократила население континента примерно на 30–50 процентов, причем некоторые местности оказались полностью обезлюженными. Однако последние исследования показывают, что подобное демографическое положение наблюдалось не во всех европейских регионах. После пика пандемии, пришедшегося на 1346–1353 годы, вспышки этой болезни возникали каждые 10–15 лет, о чем можно прочитать в нашем материале «Просто чума».

Однако вопрос о том, откуда пришла в Европу Черная смерть, остается открытым. По одной из версий, вторая пандемия чумы началась в Китае примерно в 1330-е годы, откуда по Великому шелковому пути прибыла сначала в Крым, а после — в Италию. Однако несколько лет назад ученые проанализировали исторические и археологические данные, а также изучили геномы чумной палочки, в результате чего выдвинули другое предположение, что родина возбудителя Черной смерти находится в Центральной Азии или на Западном Урале, откуда она распространилась в Европу по торговым путям.

Группа ученых из Великобритании, Германии, Италии, Казахстана и России под руководством Йоханнеса Краузе (Johannes Krause) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка решила выяснить происхождение чумной палочки, ставшей причиной второй в истории пандемии чумы. Для этого ученые обратились к материалам, обнаруженным еще в конце XIX века в двух средневековых некрополях монгольского времени, которые находятся на территории современной Киргизии — Кара-Джигач и Бурана. На этих памятниках было найдено большое количество захоронений, относящихся к 1338–1339 годам, причем надписи на надмогильных камнях некоторых людей сообщали, что они стали жертвами неизвестной эпидемии. Для исследования молекулярные биологи получили семь человеческих зубов из этих некрополей, которые хранились в Кунсткамере.

Сперва палеогенетики секвенировали ДНК из семи образцов и составили четыре генома с достаточным покрытием для популяционно-генетического анализа. В результате чего они обнаружили, что эти индивиды в целом попадают в рамки изменчивости внутри древних и современных популяций Центральной Евразии. Однако более точные связи им установить не удалось из-за недостатка современных геномов из этого региона. При этом ученые отметили, что исторические и археологические данные свидетельствуют об этническом разнообразии населения Чуйской долины того времени. Более того, эти люди занимались торговлей, поддерживая связи с несколькими регионами Евразии, то есть потенциально могли способствовать распространению инфекционных болезней.

Дальнейшее исследование позволило выявить в трех образцах, происходивших из некрополя Кара-Джигач, бактериальную ДНК Y. pestis. Ученые обнаружили, что бактериальные геномы из Киргизии принадлежали к ветви, которая была предковой для распространившихся вариантов во время Черной смерти. По их расчетам, естественный резервуар чумной палочки, вызвавшей эту пандемию, находился в Чуйской долине или шире — в окрестностях горной системы Тянь-Шань. На это указывают, в частности, и анализы современных геномов из этого региона, а также из резервуаров в Восточном Казахстане и Синьцзяне. Исследователи заключили, что, похоже, распространению чумы на запад способствовали трансъевразийские торговые пути.

Ранее на N + 1 рассказывали о том, что биоархеологам удалось обнаружить жертв последней чумы Имолы, которая разразилась в этом итальянском городе в 1630–1632 годах. Их останки нашли в четырех братских могилах, обильно засыпанных известью.

Археологи описали три каменные стелы из скифской «Долины царей»