Марсианский сейсмограф SEIS завершит работу в конце лета

Команда автоматической марсианской станции InSight приняла решение завершить работу сейсмографа SEIS в конце лета этого года — это связано с крайне низким уровнем доступной мощности солнечных батарей. До конца мая будет отключен роботизированный манипулятор аппарата, а в декабре он окончательно завершит свою работу, сообщается на сайте Лаборатории реактивного движения NASA.

InSight функционирует на Марсе уже 3,5 года, занимаясь изучением внутреннего строения и климата планеты. За это время было собрано немало научных данных и зафиксировано более 1300 марсотрясений. Благодаря аппарату ученые уже определили основные границы раздела слоев Марса, составили детальную схему подповерхностных слоев и оценили размеры ядра, а также впервые зафиксировали марсотрясения на обратной стороне планеты и выявили их сезонность.

За работу аппарата отвечают две большие круглые солнечные батареи. Их выходная мощность постепенно снижалась из-за накопления на них пыли: с 5000 ватт-часов за сол на момент высадки на Марс до текущих 500 ватт-часов за сол. Ученые ожидали, что очищать их помогут вихри, однако этого не произошло, а попытки почистить вручную батареи оказались не так эффективны, как предсказывалось. Несмотря на то, что недавно станция пережила крупную пылевую бурю, ее научная программа была продлена NASA лишь до конца этого года.

17 мая 2022 года команда миссии объявила новые планы графика работы станции вплоть до конца года. Инженерам предстоит в конце мая перевести роботизированный манипулятор станции в положение покоя, после чего он перестанет использоваться. В течение следующих нескольких месяцев все сильнее будут проявляться сезонные изменения климата и в атмосфере будет больше пыли, что уменьшит количество солнечного света, доступного станции. Все научные приборы, кроме сейсмографа SEIS, будут включаться крайне редко начиная с июня, работа SEIS будет приоритетной задачей. Однако сейсмограф будет включаться в определенное время суток, например ночью, когда ветер стихает и марсотрясения легче обнаружить. Тем не менее, к концу лета этого года SEIS будет отключен и научная программа завершится.

В дальнейшем станции будет хватать энергии лишь на связь с Землей и получение снимков. Однако к декабрю уровень вырабатываемой батареями мощности окажется опасно низким и в какой-то момент InSight не выйдет на связь, что и будет финалом его работы на планете.

О том, как станция исследует Марс можно узнать из материалов «Заглянуть внутрь Красной планеты»,  «Сейсмограф для Марса» и «45 сантиметров за 50 лет».

Упавший на бок частный модуль IM-1 сфотографировал Луну