Палеогистологи диагностировали у трицератопса боевое ранение

Итальянские ученые проанализировали гистологическое строение кости вокруг отверстия на воротнике трицератопса и пришли к выводу, что оно было оставлено рогом его сородича. Их результаты подтверждают предположение о том, что трицератопсы сражались друг с другом. Исследование опубликовано в журнале Scientifc Reports.

Морду трицератопса, как и многих других цератопсов, украшали массивный костяной воротник и рога. Палеонтологи предполагают, что они использовались как для демонстраций, так и для битв между сородичами — при этом воротник должен был защищать шею от ранений. Об этом, к примеру, может говорить отверстие в воротнике у одного из самых крупных экземпляров трицератопса по прозвищу Большой Джон (Big John). Однако это отверстие могло быть патологией, связанной со старением, или же возникнуть уже после смерти.

Установить происхождение этого загадочного отверстия решили итальянские ученые во главе с Руджеро Д’Анастазио (Ruggero D’Anastasio) из Университета Габриэле Д’Аннунцио в Кьети и Пескаре. Для этого они провели гистологический анализ кости вокруг отверстия. Результаты показали, что костная ткань на момент смерти была метаболически активной. Исследователи обнаружили в ней большое количество сосудистых каналов, а также лакун Хаушипа, указывающих на перестройку костной ткани. При этом костная ткань вдали от отверстия не проявляла метаболической активности и была сильно минерализованной.

Дополнительно ученые проанализировали элементный состав костной ткани вокруг отверстия. Оказалось, что в ней преобладали кислород, кальций и фосфор, а кроме них исследователи также обнаружили серу. Первые три элемента присутствуют в гидроксиапатите — основном минеральном компоненте кости. А сера встречается, в частности, в гликозаминогликанах — веществах, которые необходимы для остеогенеза.

Результаты авторов указывают на то, что отверстие в воротнике было заживающей раной. Судя по размеру и форме отверстия, Большого Джона ранил другой трицератопс, который, по всей видимости, атаковал его сзади. Исследователи считают, что сложно определить, сколько Большой Джон прожил после травмы. Однако косвенные данные говорят о том, что он умер как минимум через полгода.

Ранее мы рассказывали о самой крупной особи тираннозавра, которую назвали Скотти. У нее палеонтологи тоже обнаружили ранения, в том числе переломы ребер и следы укусов на хвосте.

Первые современные семейства морских пауков появились уже в юрском периоде