Археологи обнаружили древнейшие свидетельства использования охры в Восточной Азии

Археологи обнаружили на стоянке Сямабэй, расположенной в провинции Хэбэй, многочисленные следы пребывания древних людей, которые жили в Северо-Восточном Китае около 40 тысяч лет назад. Среди находок оказались миниатюрные каменные орудия, часть из которых была составной, останки животных, древесный уголь и костяной артефакт. Кроме того, ученые нашли древнейшие свидетельства использования охры в Восточной Азии. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature.

Палеоантропологи считают, что люди современного анатомического типа (Homo sapiens), которые были носителями верхнепалеолитических культурных традиций, около 80–60 тысяч лет назад вышли из Африки и начали заселять другие континенты. Хотя в последние годы сообщалось и о более древних находках, обнаруженных на Ближнем Востоке. Долгое время считалось, что в Европе первые кроманьонцы оказались около 45 тысяч лет назад, где они столкнулись с популяцией неандертальцев (H. neanderthalensis). Однако, похоже, это произошло почти на десять тысяч лет раньше, о чем свидетельствуют недавние находки из Франции.

Древние люди продвигались не только в Европу, но и в другие регионы. Так, около 65–50 тысяч лет назад они уже достигли Австралии, получив при этом поток генов от денисовцев. Примерно 45 тысяч лет назад люди современного анатомического типа оказались в Сибири, о чем свидетельствует бедерная кость из Усть-Ишима. Кроме того, генетическое исследование пещерных отложений из Денисовой пещеры показало, что на начальных этапах верхнего палеолита сразу три популяции древних людей могли присутствовать на Алтае. В Восточной Азии самая известная находка была сделана в 2007 году, когда археологи обнаружили неподалеку от пещеры Тяньюань останки человека разумного, жившего около 42–39 тысяч лет назад.

Ши-Ся Ян (Shi-Xia Yang) из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук совместно с коллегами из Австралии, Австрии, Германии, Испании, Китая, Норвегии и Франции провела исследование памятника Сямабэй, который расположен в китайской провинции Хэбэй. Они сконцентрировали свое внимание на находках, сделанных в культурном слое-6. Археологи отметили, что в нем находилась охра, остатки очага с древесным углем, 382 маленьких каменных орудия, один костяной инструмент и 437 фрагментов костей млекопитающих.

Радиоуглеродный анализ методом ускорительной масс-спектрометрии и оптически стимулированная люминесценция показали, что слой-6 относится к 41–39 тысячам лет назад. Палеоботаническое исследование указало на то, что в это время в регионе был прохладный и полузасушливый климат, а также степной ландшафт с участками хвойного леса. Ученые отметили, что большинство костей животных с этого памятника оказались весьма фрагментарными и обожженными. Однако им удалось идентифицировать останки лошади (Equus), оленя (Cervidae) и цокора (Myospalax).

На двух фрагментах костей животных ученые обнаружили следы разделки каменными орудиями. Кроме того, они отметили, что найденный костяной инструмент, похоже, первоначально имел рукоять или древко. Исследование трех фрагментов охры показало, что древние люди дробили или истирали большие куски этого минерала, чтобы получить темно-красный порошок. Однако для каких целей его применяли, остается неясным. По данным археологов, это древнейшие свидетельства использования охры в Восточной Азии.

Ученые сообщили, что каменная индустрия, обнаруженная на стоянке, оказалась необычной для Китая того времени. Так, размер большинства артефактов (94 процента) составил менее 40 миллиметров, из которых больше половины были меньше 20 миллиметров. Основным материалом для их изготовления оказались кремнистые конкреции и гальки кварца. На некоторых из них археологи обнаружили следы того, что это были части составных орудий. На десяти из них также находились остатки охры.

Археологи пришли к выводу, что раскопки памятника Сямабэй позволили им зафиксировать появление в регионе около 40 тысяч лет назад новых культурных традиций, которые до этого были или неизвестны, или встречались крайне редко. Это выразилось в использовании составных орудий, микроиндустрии и охры. Ученые предполагают, что стоянка связана с популяцией человека разумного, хотя никаких останков людей им найти не удалось. Однако они подчеркнули, что полностью исключать ее принадлежность денисовцам или неандертальцам нельзя.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях эпохи палеолита в Восточной Азии. Так, палеоантропологи реконструировали череп из Китая возрастом около 200 тысяч лет назад. А археологи выяснили, что наскальные рисунки в пещере Ваньжэньдун оставили палеолитические охотники-собиратели.

Российские ученые построили самую длинную дендрошкалу по образцам древесного угля