Древние жители Афонтовой горы оказались охотниками на зайцев

Археологи провели в Красноярске охранно-спасательные работы на палеолитическом памятнике Афонтова гора-IV. В общей сложности ученые раскопали более пяти тысяч каменных и костяных артефактов, более 15 тысяч фрагментов костей животных, а также яму с каменной обкладкой, которая, похоже, была очагом. Среди находок выделяются останки 25 зайцев, шесть скелетов которых находились в упомянутой яме. Результаты исследования опубликованы в журнале Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий.

Афонтова гора представляет собой возвышенность, расположенную в западной части Красноярска на левом берегу Енисея. В конце XIX – начале XX века археологи обнаружили там группу из пяти верхнепалеолитических стоянок. Исследование материалов с Афонтовой горы показало, что первые люди появились на этой территории больше 30 тысяч лет назад, то есть в так называемое каргинское время (32–28 тысяч лет назад).

Первые находки на стоянке Афонтова гора-IV (Овражная) были сделаны еще в 1884 году. Однако полноценные исследования этого памятника начались лишь в 2012 году, когда археологи провели разведочные работы и заложили отдельные шурфы. Территория древней стоянки несколько лет назад попала в зону планируемого строительства автомобильной дороги, поэтому ученые проводят с 2019 охранно-спасательные работы. Предварительные результаты раскопок показали, что Афонтова гора-IV представляет собой краткосрочную стоянку охотников на северных оленей, каменный инвентарь которых относится к кокоревской археологической культуре.

Елена Акимова (Elena Akimova) из Института археологии и этнографии СО РАН совместно с сибирскими учеными проводила охранно-спасательные работы на памятнике Афонтова гора-IV, предваряющие строительство автомобильной дороги. В 2021 году археологи обследовали территорию общей площадью более 11 тысяч квадратных метров.

Ученые обнаружили новые зоны концентрации артефактов и фаунистических материалов. В общей сложности в распоряжении археологов оказалось более пяти тысяч артефактов из камня и кости, а также более 15 тысяч фрагментов костей животных. Они отметили типологическое разнообразие обнаруженной коллекции предметов, которая включала почти все известные виды позднепалеолитических орудий: скребла, скребки, ножи, резцы, чопперы и отбойники. Костяные артефакты представлены пазовыми орудиями, например, вкладышами, остроконечниками и обломками игл.

Исследователи подчеркнули, что наиболее значимой находкой минувшего сезона оказалась яма с каменной обкладкой и гумусированным заполнением, которая, похоже, представляет собой древний очаг. Только внутри заполнения содержалось больше сотни микрочешуек и фрагментов пластин, а также крупное рубящее орудие и два фрагмента рога со следами обработки. Кроме того, внутри ямы находились скелеты шести зайцев. Кости еще 19 особей этого животного нашли неподалеку. Однако древние жители охотились и на более крупную дичь. Так, археологи нашли единичные кости северного оленя и лошади.

Археологи отметили, что они также обнаружили крупные трехгранные пластины, которые ранее не встречались на палеолитических памятниках Среднего Енисея. Материалы раскопок 2021 года подтвердили принадлежность стоянки Афонтова гора-IV к кокоревской археологической культуре.

Ранее на N + 1 рассказывали о результатах раскопок другого сибирского палеолитического памятника — Денисовой пещеры. Так, новосибирские археологи рассказали об обнаружении на этой стоянке фрагментов кольца и браслета из белого мрамора. Кроме того, ученые нашли в ней 3154 каменных артефакта.

В окрестностях Сиднея нашли 30-тысячелетнюю ямку с охрой