Крупнейшее исследование древней ДНК указало на еще одну миграцию людей в Британию

Палеогенетики из 15 стран провели крупнейшее на сегодня исследование древней ДНК, прочитав 793 полных генома индивидов бронзового и железного веков. Им удалось обнаружить свидетельства масштабной миграции в Британию ранее неизвестной популяции, жившей, вероятно, на территории Франции. Она произошла около 1000–875 годов до нашей эры и, возможно, связана с носителями кельтских языков. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Британские острова за свою историю пережили несколько заметных миграций людей, которые существенно изменили местные общества. Первая крупная миграция произошла около 4000 года до нашей эры. Она связана с расселением ранних европейских земледельцев, которые в соседних районах континентальной Европы появились примерно за тысячелетие до этого. Достаточно быстро эти люди ассимилировали или вытеснили потомков местных мезолитических охотников-собирателей. Следующий этап связан с носителями традиции колоколовидных кубков, которые прибыли на острова около 2400 года до нашей эры. Вместе с ними население Британии получило не только новый комплекс материальной культуры, но и аллели так называемого степного происхождения, то есть связанные с носителями ямной археологической культуры.

В I тысячелетии до нашей эры на Британских островах расселяются кельтские племена, вместе с которыми на этих землях оказываются первые железные инструменты и оружие. Уже в историческую эпоху также произошло несколько крупных миграций: в 43 году нашей эры началось римское завоевание Британии, в V веке туда приходят племена северных германцев – англов, саксов, ютов и фризов, а в VIII веке – викинги. Однако эти миграции уже в основном затрагивали отдельные регионы и не приводили к резкой смене генофонда.

224 ученых из 15 стран под руководством Дэвида Райха (David Reich) из Гарвардского университета изучили происхождение древних жителей Великобритании. Для этого исследователи секвенировали ядерную ДНК 416 индивидов из Великобритании, увеличив общее количество геномов доримской эпохи до 598. Количество прочитанных геномов, относящихся к раннему бронзовому и железному векам выросло с 13 до 365, то есть в 28 раз. Кроме того, ученые получили данные по 160 индивидам из Чехии, 54 — из Венгрии, 52 — из Франции, 28 — из Нидерландов, 25 из Словакии, 21 — из Хорватии, 14 — из Словении, 10 — из Испании, 8 — из Сербии, 3 — из Австрии, а также повысили качество данных по 33 ранее уже опубликованным людям.

Палеогенетики сгруппировали полученные данные по географическому положению и времени, для чего получили 123 новые радиоуглеродные датировки. В результате исследования ученые обнаружили, что индивиды из Англии и Уэльса (но не Шотландии) поздней бронзы несли больше аллелей от ранних европейских земледельцев, нежели их предшественники в эпоху ранней бронзы. Причем у населения Великобритании раннего железного века оказались общие аллели с неолитическими популяциями континентальной Европы.

Ученые также заметили, что в Северной и Центральной Европе, как и в Великобритании, у носителей кновизской культуры (около 1300–800 годов до нашей эры) было больше предков, происходящих от ранних европейских земледельцев. В то же время у популяций среднего и позднего бронзового века в Иберии доля этой примеси уменьшилась, а во Франции, Швейцарии, Австрии, Венгрии и Словении — практически не изменилась.

Исследование также показало, что в эпоху раннего железа по Западной и Центральной Европе распространились мутации, связанные со светлой пигментацией кожи. Кроме того, они заметили, что в Иберии лишь девять процентов людей могли усваивать лактозу, в Центральной Европе — около семи процентов, а в Британии — порядка 50 процентов. Это свидетельствует о том, что молочные продукты в эпоху средней и поздней бронзы на континенте и в Британии употреблялись по-разному.

Палеогенетики заключили, что около 1000–875 годов до нашей эры в южные районы Британии прибыли мигранты из Франции. По их оценкам, население раннего железного века в Южной и Центральной Англии несло до 56±5 процентов аллелей (на севере до 35±5 процентов), связанных с этой популяцией. Исследователи отметили, что эта значительная миграция, вероятно, способствовала распространению в Британии кельтских языков.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях древней ДНК, позволивших выяснить происхождение европейских популяций. Так, генетики нашли предков иберийцев ранней бронзы в Центральной Европе. А в ДНК населения самой Центральной Европы эпохи бронзы обнаружили свидетельства ряда миграций.

Зубы раздора