Овцы заселили Фарерские острова раньше викингов

Ученые исследовали керн отложений из озера на острове Эстурой и выяснили, что домашние овцы (а, следовательно, и люди) оказались здесь около 500 года нашей эры, то есть за несколько веков до прибытия викингов. На это указала древняя ДНК и фекальные биомаркеры, сохранившиеся в отложениях. Одновременно с появлением человека также произошло изменение местной флоры. Результаты исследования опубликованы в журнале Communications Earth & Environment.

В северной части Атлантического океана между Шетландскими островами и Исландией расположены Фарерские острова, которые в настоящее время представляют собой датский автономный регион. До сих пор нет единого мнения относительно того, когда и кто впервые заселил этот архипелаг. Достоверно известно, что в IX веке туда прибыли норвежцы, продвигавшиеся на Запад и добравшиеся в конечном счете до Северной Америки. Кроме того, существуют спорные письменные сведения, что в конце VII — начале VIII века нашей эры на островах могли оказаться ирландские монахи.

Палеоэкологические исследования показали, что небольшие поселения людей могли появиться на островах уже в V–VI веках до нашей эры. Однако долгое время не было никаких иных археологических подтверждений, кроме анализа пыльцы. В 2013 году ученые представили статью, в которой сообщалось об обнаружении обугленных зерен ячменя. Радиоуглеродный анализ показал, что, вероятно, человек появился на Фарерских островах около IV–VI веков нашей эры. А более раннее палеогенетическое исследование продемонстрировало, что большинство современных жителей по материнской линии восходят к населению Британских островов, в то время как по мужской — к скандинавам.

Лорелей Кюртен (Lorelei Curtin) из Обсерватории Земли Ламонт-Доэрти совместно с учеными из Норвегии и США провела исследование, чтобы выяснить, когда появились первые поселения на Фарерских островах. Для этого они изучили осадочные отложения из озера, расположенного на острове Эстурой.

Исследователи прибегли к молекулярным анализам, чтобы прочитать в отложениях древнюю ДНК местных растений и животных, а также найти фекальные биомаркеры. В 14 образцах отложений палеогенетикам удалось выделить ДНК. В трех образцах содержалось достаточное количество ДНК овец, причем самой древней из них оказалось от 1343 до 1580 лет. Кроме того, исследователи идентифицировали 40 таксонов растений. Оказалось, что одновременно с появлением ДНК овец в отложениях стало накапливаться меньше остатков древесных растений, например, березы (Betula) и можжевельника (Juniperus). В то же время увеличилось количество злаков (Gramíneae), лютиков (Ranunculus) и кипрей (Epilobium).

Одновременно с появлением ДНК овец также выросла концентрация фекальных биомаркеров. Ученые отметили, что сочетание этих двух независимых молекулярных индикаторов подтверждает появление на острове домашнего скота и, соответственно, человека. По мнению ученых, это произошло около 492–517 годов нашей эры. Поселение викингов же существовало на острове с середины IX до середины XI века, то есть примерно на 300 лет позже.

Исследователи считают, что, судя по фекальным маркерам, овцы, вероятно, превосходили людей по численности. Полученные результаты, по мнению ученых, хорошо согласуются с прошлыми находками обожженных зерен и палеоботаническими данными — ранее пыльцу ячменя (Hordeum) находили в отложениях, датированных примерно 570 годом нашей эры.

Ранее на N + 1 рассказывали о заселении других архипелагов. Так, генетики выяснили даты и пути заселения Полинезии. А черный углерод указал на время прибытия маори в Новую Зеландию.

Зубы раздора