Лошадей и ослов заподозрили в «подделке» артефактов олдувайской культуры

Испанские археологи провели эксперимент, в ходе которого подложили булыжники из кварца и кремня трем ослам и одной лошади, и выяснили, что они могут разбивать их копытами на осколки, которые схожи с артефактами олдувайской культуры. Это накладывает дополнительные ограничения на ученых, так как лошадиные и гоминины повсеместно проживали бок о бок — возможно, некоторые осколки, которые археологи приняли за орудия, на самом деле были просто обломками камней, разбитых копытными. Результаты исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science: Reports.

Около 2,6 миллиона лет назад началась самая продолжительная эпоха в истории человечества — палеолит, которая связана с началом изготовления гомининами самых примитивных каменных орудий. Они относятся к так называемой олдувайской (олдованской) археологической культуре, которая названа в честь первых находок, сделанных в ущелье Олдувай в Танзании. Самые древние каменные орудия, которые известны на сегодня, были обнаружены в Эфиопии — памятники Гона (2,7–2,5 миллиона лет назад), Омо (2,5–2,4 миллиона лет назад), Хадар (2,5 миллиона лет назад), а также в местонахождениях в Кении, Танзании и Демократической Республике Конго. Кроме того, в Кении нашли древнейшие каменные орудия возрастом около 3,3 миллиона лет, то есть связанные еще с австралопитеками (Australopithecus), но ряд исследователей критически относится к этому открытию.

Однако отличить древнейшие каменные орудия от эолитов, то есть от псевдоорудий, порой не просто. Основным признаком того, что отщеп был сделан рукой гоминина, а не образовался в результате действия природных факторов, выступает специфическая огранка его наружной поверхности. Кроме того, ученые обнаружили, что чернополосые капуцины (Sapajuus libidinosus), обитающие в Бразилии, не только пользуются камнями, разбивая плоды масличной пальмы и раковины моллюсков, но и преднамеренно раскалывают сами камни. Это накладывает на археологов дополнительные ограничения.

Сантьяго Домингес-Солера (Santiago Dominguez-Solera) совместно с коллегами из Университета Алькалы заметил, что представители семейства лошадиных (Equidae) могут разбивать своими копытами камни, в результате чего получаются предметы, которые можно спутать с каменными орудиями гоминин. После этого ученые решили последить на ферме в Куэнке за тремя неподкованными ослами (Equus africanus asinus) весом от 200 до 300 килограмм и лошадью (Equus caballus) весом около 500 килограмм.

Исследователи отметили, что животных держали в открытом вольере, занимающем участок площадью около одного гектара. На территории находились известняковые породы, которые ранее были разбиты ослами. После того, как ученые подтвердили, что эти породы действительно разбивают животные, они провели эксперимент, в котором подложили ослам и лошади по 12 булыжников из кварцита и кремня. Они были схожи с теми породами, что использовали гоминины олдувайской культуры.

В ходе эксперимента, длившегося 52 часа, ученые обнаружили, что ослы и лошадь били копытами об камни. В результате пять булыжников оказались сломаны. Из них получилось 37 каменных «артефактов», в том числе 15 целых и 6 сломанных отщепов, а также пять «нуклеусов». Наблюдения за животными продолжились в течение последующих четырех месяцев, в ходе которых исследователи зафиксировали, что разрушения породы были следствием как преднамеренного обтачивания копыт, так и в результате случайных ударов.

Исследование показало, что полученные в результате деятельности животных «артефакты» очень похожи на каменные орудия, которые изготавливали гоминины олдувайской культуры. Эти предметы похожи на те, что получаются при ударах молотком по нуклеусу, лежащему на наковальне. Ученые пришли к выводу, что не только обезьяны-капуцины могут раскалывать камни, которые можно принять за те, что сделали гоминины, но и представители семейства лошадиных. Это особенно важно, учитывая, что Equidae повсеместно присутствовали в ландшафтах, населенных гомининами, поэтому отдельные находки каменных орудий могут требовать повторного исследования.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях каменных орудий. Так, археологи раскритиковали статью о древнейшей стоянке человека в Мексике. Кроме того, итальянские ученые обнаружили, что неандертальцам приглянулись зеленые камешки для изготовления орудий.

В Англии нашли раннесредневековое девиантное захоронение молодой девушки