Археологи нашли в Синьцзяне древнейшие кожаные доспехи Евразии

Археологи обнаружили в Синьцзяне древнейшие доспехи в Евразии, изготовленные из кожаных чешуек не позднее 786–543 годов до нашей эры. Они находились в погребении взрослого мужчины, умершего в возрасте около 30 лет. Ученые насчитали более пяти тысяч чешуек разных размеров, из которых состояла защита весом в четыре—пять килограмм. Результаты исследования опубликованы в журнале Quaternary International.

С глубокой древности для своей защиты воины сооружали доспехи из разных материалов — бумаги, шерсти, шкур животных или металлов. Важное место среди них занимают кожаные чешуйчатые доспехи, древнейшее свидетельство о которых содержится в клинописных документах из архива Нузи (конец XV — начало XIV века до нашей эры). Однако кожа — органический материал, который крайне редко хранится долго. Одно из исключений — это снаряжение Тутанхамона, доспехи которого сохранились до наших дней. Кожаная защита обладала важным преимуществом для всадников или пеших воинов — они были существенно легче металлических и не снижали подвижность.

На северо-западе Китая в 43 километрах от города Турфан расположен древний могильник Янхай. Крайне засушливый климат в этой местности позволяет хорошо сохраняться органическим материалам, возраст которых порой превышает три тысячи лет. Этот погребальный комплекс занимает порядка 54 тысяч квадратных метров и насчитывает около 3000 погребений, из которых на сегодня исследовано не менее 520. Радиоуглеродный анализ показал, что этот могильник использовался более тысячи лет — около XII века до нашей эры — II века нашей эры. На этом памятнике находили древнейшие шерстяные штаны (конец II тысячелетия до нашей эры), древнейшие кожаные мячи, многочисленные бытовые предметы, музыкальные инструменты и вооружение.

Патрик Вертманн (Patrick Wertmann) совместно с коллегами из Цюрихского университета исследовал хорошо сохранившиеся доспехи, изготовленные из кожаных чешуек. Их обнаружили во время раскопок погребения в могильнике Янхай. Доспехи находились в могильной яме размером 132×165×84 сантиметра, в которой лежали останки мужчины возрастом около 30 лет.

Ученым удалось получить одну прямую радиоуглеродную датировку доспехов методом ускорительной масс-спектрометрии, для чего был отобран шип растения, глубоко воткнувшийся в кожаную чешуйку. Во время раскопок конструкция погребения и типология артефактов позволила археологам отнести находку к VII–IV векам до нашей эры. Калиброванная радиоуглеродная датировка показала, что доспехи были закопаны около 786–543 годов до нашей эры. По данным исследователей, это старшейшие из известных в настоящее время кожаных чешуйчатых доспехов в Евразии.

Ученые обнаружили три разных типа чешуек, из которых была изготовлена защита. Все они оказались в основном прямоугольной формы толщиной около трех миллиметров, но разными по размеру. В общей сложности исследователи насчитали 5159 чешуек размером 25×15 миллиметров, 115 — размером 80×15 миллиметров и 67 — размером 70×20 миллиметров. По мнению исследователей, все эти артефакты были вырезаны из кусков кожи по трафарету из твердого материала, после чего их обработали, вероятно, маслом или жиром и покрасили в красный цвет.

Все чешуйки скреплялись кожаными шнурками, которые продевались через прорези по горизонтали. Каждый ряд чешуек примерно на половину перекрывал следующий. Тем самым общая толщина брони достигала около 12 миллиметров, плюс подкладка толщиной около одного—двух миллиметров. Ученые подсчитали, что вес доспехов составлял порядка 3,1 килограмма, а вместе с подкладкой и кожаными шнурками — около четырех—пяти килограммов.

Ученые отметили, что доспехи были сделаны в форме жилета, защищавшего в основном переднюю часть туловища, бедра и нижнюю часть спины. Их можно было быстро надеть без помощи другого человека, что представляется универсальной защитной одеждой для солдат хорошо организованной армии. Короткая длина и конструкция доспехов оставляли свободу движений для правой руки, что подходило как для конных воинов, так и для пеших солдат. Примечательно, что ни в одном другом из 520 раскопанных погребений в могильнике Янхай археологи не нашли ни одной чешуйки, даже изготовленной из других материалов.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях древностей Китая. Так, палеогенетики выяснили, что древние сибиряки оказались предками таримских мумий, а археологи обнаружили древнего китайца с ампутированной в наказание ступней.

На востоке Испании открыли палеолитическое святилище с пещерным искусством