Римскую виллу в Хорватии перестроили для защиты от остготов

Археологи обнаружили на хорватском острове Раб постройку римских поселенцев из Далмации, возведенную для защиты от остготов. Временную деревянную конструкцию соорудили на месте комплекса римских вилл I–III веков нашей эры. Ученым также удалось раскопать артефакты эпохи великого переселения народов — византийские и остготские монеты, африканские сосуды для масла и вина, предметы из стекла и бронзы. О результатах работ сообщает издание Nauka w Polsce.

На территории современной Хорватии расположена историческая область Далмация, название которой происходит от иллирийского племени далматов. В IV веке до нашей эры на этих землях были основаны греческие колонии, по соседству с которыми жили иллирийцы, кельты и фракийцы. В 229 году до нашей эры началась длительная серия римско-иллирийских войн, благодаря которым в середине II века до нашей эры эти земли попали под власть Римской империи.

После распада Западной Римской империи Далмация попала сначала под власть Одоакра — первого короля Италии, а затем вождя остготов Теодориха Великого. Кроме того, начиная с V века нашей эры бороться за эти земли, которые были богаты рудой, деревом и пастбищами, начала и Византия. Так, в 536 году император Юстиниан сумел установить контроль над частью этой бывшей римской провинции. В VI–VII веках в Далмацию пришли авары, а также славянские племена, которые впоследствии образовали первое хорватское государство.

Ученые из Варшавского университета и Института археологии в Загребе под руководством Фабьяна Вельца (Fabian Welc) и Аны Конестры (Ana Konestra) проводили раскопки на острове Раб, где несколько лет назад нашли комплекс римских вилл. Археологи полагали, что эти сооружения относятся к I–III векам нашей эры.

Оказалось, что эта территория была заселена и в более поздние времена, уже после падения Западной Римской империи. Это стало понятно после того, как археологи обнаружили следы временной деревянной конструкции, построенной на месте уже разрушенной виллы. По мнению исследователей, постройки возвели римские поселенцы из Далмации для защиты от остготов, которые занимали территорию современной Северной Хорватии. В VI веке нашей эры византийский император Юстиниан частично отвоевал эти земли у германцев.

Археологи подчеркнули, что такой сценарий подтверждают артефакты того времени — византийские и остготские монеты. Переселенцы перестроили виллу для своих нужд, возведя деревянные стены и крышу. До наших дней сохранились лишь многочисленные ямы для столбов. Примечательно, что уровень жизни у этих людей был достаточно высоким. Так, археологи нашли импортные африканские сосуды для масла и вина, стеклянные и бронзовые предметы. Это свидетельствует о контактах тогдашних жителей острова Раб с римскими африканскими провинциями.

Ученые отметили, что в VII веке на остров пришла новая волна поселенцев. Они вновь перестроили римские виллы. Археологи предположили, что это могли быть мигранты, которые искали убежища на острове, спасаясь от пришедших на Балканы славян или аваров.

Исследователи также обнаружили остатки еще одного монументального здания в западной части залива. На полу этого сооружения, по всей видимости, была выложена мозаика — на это указывают многочисленные камни. Раскопки этого памятника будут проводиться в следующем году.

Ранее на N + 1 рассказывали о том, что археологи нашли в Швейцарии место сражения римлян и ретов. А в Австрии обнаружили следы рудокопов кельтского и римского периодов, которые добывали железо, медь и серебро.

Британец нашел две древнеримские спаты