Умеренная солнечная вспышка породила одну из крупнейших магнитных бурь последних лет

На Земле произошла одна из крупнейших геомагнитных бурь за последние четыре года — ее вызвала дошедшая до нашей планеты солнечная плазма, выброшенная в межпланетное пространство во время вспышки класса М1.7, произошедшей 2 ноября, сообщается на сайте Лаборатории рентгеновской астрономии Солнца ФИАН.

25-й цикл солнечной активности (отсчет ведется с конца XVIII века) начался в середине прошлого года. С того момента на Солнце чаще появляются пятна и возникают вспышки и корональные выбросы массы, которые, достигнув нашей планеты, вызывают возмущения магнитосферы. Это ведет к возникновению полярных сияний и помех в радиосвязи, а также способно вызывать сбои в работе спутников и энергосистем.

4 ноября 2021 года, около часа ночи по московскому времени неожиданно началась одна из крупнейших магнитных бурь за последние четыре года. Индекс геомагнитной активности после полуночи резко увеличился до уровня 7 (при максимуме 9), что соответствует магнитной буре третьего уровня (G3). В это время космические аппараты зафиксировали рост скорости солнечного ветра до более 800 километров в секунду и увеличение плотности межпланетной плазмы почти в 100 раз.
Проанализировав собранные данные, ученые пришли к выводу, что буря вызвана приходом солнечного вещества, выброшенного во время вспышки класса М1.7, произошедшей ранним утром 2 ноября. Это необычно, так как предсказывались незначительные возмущения магнитосферы или слабая буря. Буря спровоцировала одни из крупнейших в этом году полярных сияний, а нестабильность магнитного поля Земли будет сохраняться ещё не менее 2–3 суток.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы решили парадокс солнечного натрия и зарегистрировали долгопериодические тороидальные колебания Солнца.

Квазипериодические рентгеновские вспышки объяснили частичным разрушением звезды сверхмассивной черной дырой