Археологи раскопали в Крыму кенотаф с клинковым оружием эпохи великого переселения народов

Археологи исследовали грунтовое погребение могильника Джурга-Оба V–VI веков нашей эры, в котором отсутствовали человеческие останки. Внутри этого кенотафа находился погребальный инвентарь, включавший бронзовые и серебряные пряжки, металлические и деревянные артефакты, а также однолезвийный железный клинок – скрамасакс, который изначально был вложен в деревянные ножны с двумя накладками в виде птичьих голов. Результаты исследования опубликованы в Кратких сообщениях Института археологии.

При раскопках погребальных комплексов археологи нередко сталкиваются с могилами, внутри которых отсутствуют останки человека или их следы, что в научной литературе называется кенотаф. Ученые называют целый ряд причин, по которым сооружались такие памятники в разных культурах. Поводом для этого могло быть отсутствие тела человека, считавшегося умершим. Например, кенотафы создавались для души утонувшего или пропавшего без вести человека. Символические могилы сооружались и для людей, уже похороненных вдали от родового кладбища. В некоторых случаях внутрь кенотафов помещались помимо погребального инвентаря имитации воинов.

На южном побережье Крыма в окрестностях античного города Китей, существовавшего в V веке до нашей эры – VI веке нашей эры. располагается могильник Джурга-Оба, активные раскопки на котором начались еще в начале 2000-х годов. Исследование могильника показало наличие склепов катакомбного типа, которые начали сооружать в конце III – начале IV веков нашей эры и продолжали вплоть до VI века. Первые обследованные погребения показали, что в одном склепе могло находиться от двух до пяти человек, в том числе детей. Это позволило предположить, что захоронения были семейными. Площадь выявленного могильника составляет около четырех гектаров, на которых может находиться от 500 до 1000 погребальных сооружений. Большая часть находок, сделанных на этом памятнике, до сих пор не опубликована.

Александр Ермолин (Alexander Ermolin) из Института археологии Цинмана и Михаил Казанский (Michel Kazanski) из Национального центра научных исследований Франции представили результаты раскопок погребения—16 могильника Джурга-Оба. Ученые обнаружили грунтовую могилу на глубине 1,1–1,3 метра, в которой не было признаков присутствия человеческих останков, хотя погребальный инвентарь был.

На дне обнаруженного кенотафа сохранились органические остатки, указывающие на возможное присутствие в погребении носилок из двух жердей, покрытых шерстяной кошмой, и «куклы». Погребальный инвентарь включал остатки шкатулки, три бронзовые и две серебряные пряжки, небольшой железный нож, бронзовую боспорскую монету, бронзовый наконечник ремня, бляшку-накладку, а также бронзовую швейную иглу. У северного борта могилы находился однолезвийный железный клинок с ромбической гардой длиной около 75 сантиметров, который изначально был помещен в деревянных ножнах с бронзовыми оковками и двумя накладками в виде голов птиц на концах.

Обнаруженный инвентарь, в первую очередь пряжки, позволил археологам датировать погребение серединой V — первой половиной VI века нашей эры, что соответствует постгуннскому или щиповскому горизонту. Ученые отметили, что найденное оружие соответствует понятию палаша благодаря длинному прямому однолезвийному клинку. В то же время авторы склонны относить это оружие к скрамасаксам, несмотря на большую длину клинка.

Отличительной особенностью клинка оказалась железная ромбическая гарда азиатского типа, хотя украшение ножен накладками в виде птичьих голов имеет скорее западное происхождение. Археологи отметили, что погребения со скрамасаксами в Северном Причерноморье встречаются достаточно редко. Возможно, такое оружие связано с традициями сасанидского Ирана или Среднего Востока.

Ранее на N + 1 рассказывали о погребениях воинов, обнаруженных археологами. Так, немецкие исследователи раскопали в Баварии погребение алеманнского всадника с вооружением и гребнем из слоновой кости, а ученые из России нашли могилу знатного воина черняховской культуры.

Зубы раздора