Степняки начали пить молоко пять тысяч лет назад

Ученые провели протеомный анализ зубного камня 56 людей эпохи энеолита и бронзы (около 4600–1700 годов до нашей эры), проживавших в Понтийско-Каспийской степи. Оказалось, что в эпоху ранней бронзы (около 3000 года до нашей эры) представители ямной культуры начали употреблять молочные продукты, полученные от овец, коз, крупного рогатого скота и лошадей. Ученые предполагают, что получение стабильного источника белковой пищи могло способствовать широкому расселению степняков по Евразии. Статья опубликована в журнале Nature.

В конце IV тысячелетия до нашей эры на территории Поволжья сформировалась ямная археологическая культура, которая вскоре заняла территории Понтийско-Каспийской степи. Основу хозяйства племен этой культуры составляло скотоводство. Поселений степняков известно немного, однако богатый археологический материал был получен из многочисленных курганов раннего бронзового века. Многие исследователи предполагают, что носители ямной культуры принадлежали к индоевропейской языковой семье, и именно с миграцией этих племен связывают распространение этих языков по Евразии.

Эта гипотеза подтверждается обширными палеогенетическими исследованиями, проведенными в последние годы. Генетически близкая к ямной афанасьевская культура в III–II тысячелетиях до нашей эры занимала территории Южной Сибири, Восточного Казахстана, Западной Монголии и китайского Синьцзяна. Экспансия ямников на запад также привела к серьезному генетическому влиянию на европейские племена эпохи бронзы, например, на культуру шнуровой керамики.

Шеван Вилкин (Shevan Wilkin) из Института истории человечества Общества Макса Планка совместно с учеными из Австралии, Великобритании, Казахстана, Канады, России, США, Чехии и Швейцарии провел протеомный анализ зубного камня 56 людей, проживавших в евразийских степях в эпоху энеолита и бронзы. Выборка включала 19 образцов с пяти стоянок, относящихся к эпохе энеолита (около 4600–3300 годов до нашей эры), и 35 образцов с 20 стоянок в Волго-Уральских степях раннего (около 3000–2500 годов до нашей эры) и среднего (около 2500–1700 годов до нашей эры) бронзового века.

Самые ранние образцы были обнаружены на памятниках, расположенных в Юго-Западной России в бассейне реки Волга. В 11 из 19 случаев ученым удалось успешно извлечь пептиды, причем в десяти из них не было обнаружено никаких свидетельств употребления молочных продуктов. На зубе одного индивида нашли два специфичных для крупного рогатого скота пептида, однако достоверным подтверждением употребления молока, по мнению исследователей, этот пример считать нельзя.

Для людей раннего бронзового века, относящихся к ямной археологической культуре, молочные пептиды были выделены в 15 из 16 образцов зубного камня, причем в некоторых случаях ученым удалось установить родовую или видовую принадлежность животных. Так, биологи отметили свидетельства употребления молока овец (Ovis), коз (Capra) и коров (Bos), причем зубной камень многих людей содержал молочные пептиды разного происхождения. В двух случаях молочные пептиды относятся к роду лошади (Equus). Археологические свидетельства указывают на то, что это могло быть молоко одного из вида лошадей — E. caballus, E. przewalskii, E. hemionus и E. ferus.

В 15 из 19 образцов зубного камня, относящегося к среднему (и началу позднего) бронзовому веку, были обнаружены свидетельства употребления молока жвачных животных, которые были идентифицированы от инфраотряда Pecora до уровня отдельных родов, включая Ovis и Bos. Однако более конкретной видовой принадлежности установить не удалось.

Результаты исследования показали, что заметный сдвиг в потреблении молока в Понтийско-Каспийской степи произошел на рубеже энеолита и раннего бронзового века. Хотя соседние популяции земледельцев и скотоводов Европы медно-каменного века, видимо, уже занимались молочным животноводством, степняки такой практики не имели. Полученные данные согласуются также с анализом стабильных изотопов, который ранее показал заметный сдвиг в питании людей энеолита и бронзового века: от сильной зависимости от добычи рыбы и мяса оленей к большему значению продукции животноводства.

Люди бронзового века в Причерноморско-Каспийской степи начали доить овец, коз и крупный рогатый скот, что согласуется с археологическими данными о выпасе этих животных. Богатые растительностью долины этого региона обеспечивали смешанные стада достаточным количеством кормов и воды. Хотя недавнее генетическое исследование показало, что переносимости лактозы во взрослом возрасте была редкостью для степной популяции ранней бронзы, проведенное исследование демонстрирует свидетельства регулярного потребления молочной продукции.

Отдельно ученые выделили обнаруженные свидетельства употребления кобыльего молока, которые оказались древнейшими. Они предполагают, что, по всей видимости, одомашнивание лошадей в Причерноморско-Каспийском регионе началось на рубеже IV–III тысячелетий до нашей эры. Ученые отметили, что популяция ямной культуры в эту эпоху широкое расселилась от Европы до Горного Алтая. Хотя свидетельств об использовании лошадей для верховой езды на ранних этапах нет, возможно, это все же сыграло важную роль в расселении, наряду с обеспечением устойчивым источником белка из молочной продукции.

Ранее на N + 1 рассказывали об исследованиях палеогенетиков, посвященных евразийским популяциям эпохи бронзы. Так, ученые проанализировали 271 геном людей, проживавших в Богемии, и выявили ряд крупных миграций, которые сформировали центральноевропейские археологические культуры между 4900 и 1600 годами. Кроме того, исследователи узнали происхождение древних жителей Хорватии, населявших территорию балканской страны в эпоху бронзы.