Засуха XXII века до нашей эры не изменила хозяйство жителей Месопотамии

Археологи из Польши и Германии провели исследование стабильных изотопов углерода и азота в 75 образцах костей и зубов, обнаруженных трех древних городах Северной Месопотамии времен засухи XXII столетия до нашей эры. Оказалось, что политический кризис, вызванный засухой и приведший к падению Аккада, не изменил местную хозяйственную систему. Однако ученые все же отметили снижение количества населения, вероятный постепенный переход к более мобильному скотоводству и выращиванию ячменя. Статья опубликована в журнале Antiquity.

Около 4200 лет назад, по мнению многих ученых, произошло одно из самых тяжелых климатических потрясений эпохи голоцена — засуха, длившаяся в течение всего XXII века до нашей эры. С ее последствиями связывают падение целых государств — Аккадской империи в Месопотамии, Древнего царства в Египте. Одно из первых археологических доказательств этому было обнаружено в 1990-е годы, когда раскопки Телль-Лейлана на северо-востоке Сирии показали, что город забросили местные жители около 4200 лет назад.

Однако с такой позицией согласны далеко не все ученые, причем версий случившегося большое количество, вплоть до полного отрицания. По всей видимости, к центристской позиции можно отнести суждение, что около 4200 лет назад произошло масштабное снижение среднегодового уровня осадков (примерно на 30–50 процентов), что вынудило значительную часть населения Северной Месопотамии мигрировать в другие районы с более подходящими условиями.

Аркадюш Солтысяк (Arkadiusz Soltysiak) из Варшавского университета и Рикардо Фернандес (Ricardo Fernandes) из Института истории человечества Общества Макса Планка провели анализ стабильных изотопов углерода и азота в костном и зубном коллагене, чтобы выяснить различия в рационе питания людей до, во время и после событий XXII века до нашей эры. В общей сложности ученые проанализировали 75 образцов, полученных из трех археологических объектов: Телль-Брак (n = 35), Телль-Барри (n = 21) и Телль-Арбид (n = 19), расположенных между современными сирийскими городами Эль-Камышлы и Эль-Хасака.

Результаты исследования показали, что во время событий XXII века до нашей эры в бассейне реки Хабур не произошло резких изменений в уровне жизни местных жителей. Не случилось серьезных изменений и в местной экономике после падения Аккада, за исключением небольших изменений значений стабильных изотопов углерода в Телль-Браке, которые могли быть следствием более широкого использования сухих степей для выпаса скота.

Сдвиг в сторону более высоких значений изотопов углерода наблюдался у жителей Среднего Евфрата во время перехода от среднего к позднему бронзовому веку. Ученые объясняют это более низким количеством осадков, что выталкивало скотоводов на новые пастбища. Учитывая небольшую выборку, изменения в значениях могут быть объяснены постепенным переходом к более мобильной форме скотоводства. Археологические и палеоботанические данные в Телль-Арбиде указывают на постепенное уменьшение размеров поселений, а также увеличение роли устойчивого к засухам ячменя вместо пшеницы.

Ученые пришли к выводу, что доказательства мегакатастрофы, случившейся 4200 лет назад, отсутствуют. Серьезных изменений в стратегиях выживания местного населения в конце III — начале II тысячелетия до нашей эры не произошло. Политический кризис, последовавший за падением Аккада, не привел к серьезному изменению хозяйственной системы жителей Северной Месопотамии.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях Древней Месопотамии. Так, российские археологи обнаружили на телле Дейхала дворцово-храмовый комплекс и местонахождение порта старовавилонского времени. Кроме того, немецкие ученые выяснили, что весовые системы бронзового века на Ближнем Востоке и в Европе оказались родом из Месопотамии. Подробнее узнать, о чем рассказала найденная табличка с фрагментом древнего аккадского эпоса, можно в нашем материале «Он Гильгамешу телом подобен...».

Южноафриканских людей среднего каменного века заподозрили в ношении обуви