Палеонтологи диагностировали кариес у приматов возрастом 54 миллиона лет

Канадские палеонтологи обнаружили древнейшие следы кариеса у млекопитающих. Проанализировав остатки 1030 примитивных приматов Microsyops latidens возрастом около 54 миллионов лет, исследователи выяснили, что от проблем с зубами страдали 7,48 процента из них. При этом доля особей с кариесом менялась с течением времени. Так, в один из периодов она достигла 17,24 процента, что может указывать на временный переход к диете с большим содержанием фруктов. Как отмечается в статье для журнала Scientific Reports, ранее никто не оценивал распространенность кариеса у представителей ископаемых видов.

Большинство людей хотя бы раз в жизни сталкивались с кариесом зубов. Страдали от него и наши предки. Поскольку основным фактором, повышающим риск кариеса, считается употребление в пищу значительного количества углеводов, у специалистов есть возможность реконструировать рацион древних людей, основываясь на состоянии их зубов. Аналогичная методика подходит и для других видов млекопитающих, в том числе давно исчезнувших. Впрочем, находки ископаемых нечеловеческих зубов со следами кариеса довольно редки и ограничены несколькими вымершими видам медведей, парнокопытных и приматов, включая ранних Homo. Самые ранние из них относятся к среднему миоцену.

Палеонтологи Киган Селиг (Keegan R. Selig) и Мэри Силкокс (Mary T. Silcox) из Торонтского университета решили больше узнать о распространенности кариеса у древних млекопитающих. Они сосредоточили внимание на примитивном примате Microsyops latidens. Этот мелкий представитель группы Plesiadapiformes обитал на западе Северной Америки в раннем эоцене, около 54 миллионов лет назад. Предполагается, что он весил примерно 670 грамм, вел древесный образ жизни и был всеядным, хотя основу его рациона составляли фрукты и листья.

Специалисты регулярно находят фрагменты челюстей и, реже, отдельные зубы M. latidens в ископаемых отложениях бассейна реки Бигхорн в американском штате Вайоминг (при этом о строении скелета данного вида известно немного). Благодаря этому у Селиг и Силкокс появилась возможность на большой выборке исследовать, насколько часто эти приматы страдали от кариеса. Для своей работы ученые отобрали ископаемые образцы, принадлежавшие 1030 особям M. latidens. Временной диапазон выборки охватил 544 тысячи лет.

Селиг и Силкокс внимательно осмотрели ископаемые зубы в поисках следов кариеса и провели их анализ с помощью микрокомпьютерной томографии. Ученых интересовали такие признаки, как округлые повреждения в эмали и дентине, участки с повышенной плотностью дентина, а также повреждения в труднодоступных местах, куда животное не могло добраться языком.

В общей сложности исследователям удалось выявить кариес у 77 особей, что составляет 7,48 процента от выборки. Для сравнения, среди современных шимпанзе и бонобо (Pan) от кариеса страдает восемь процентов особей, а среди тамаринов (Saguinus) — 9,3 процента. Все пораженные кариесом зубы M. latidens были предкоренными и коренными; впрочем, авторы признают, что клыки и резцы были слабо представлены в выборке. Кроме того, во всех случаях кариес развивался на жевательной поверхности зубов и никогда — между зубами. В отличие от современных нечеловеческих приматов, у которых кариес возникает в основном на сточенных или сколотых участках зубов, у M. latidens все случаи кариеса были первичными, то есть появились на здоровой поверхности зуба.

Доля M. latidens с поврежденными зубами меняется при переходе от одного слоя отложений к другому. В слое, расположенном в 505-524 метрах относительно дна разреза, она достигает максимума: 17,24 процента. По мнению авторов, в период времени, который соответствует данному слою, M. latidens включали в рацион больше фруктов, что плохо сказалось на здоровье их зубов.

Эта идея согласуется с результатами еще одного, пока неопубликованного исследования команды, посвященного зубам данного вида. В ходе него специалисты обнаружили в слое, расположенном в 525-544 метрах относительно дна разреза, который соответствует более позднему периоду времени, несколько образцов зубов нетипичной формы и предположили, что они указывают на временный сдвиг рациона в сторону большего употребления фруктов, вероятно, вызванный климатическими колебаниями. Доля страдающих от кариеса особей в данном слое также оказалась выше средней и составила 12,5 процента.

Судя по всему, сначала приматы перешли на диету с более значительным содержанием фруктов, что привело к росту заболеваемости кариесом (что отражено в слое, расположенном в 505-524 метрах относительно дна разреза), а спустя какое-то время изменилась и морфология их зубов (это заметно по находкам в слое, расположенном в 525-544 метрах относительно дна разреза). Впрочем, за исключением данного сдвига, продолжавшегося десять-двадцать тысяч лет, в целом рацион M. latidens оставался относительно стабильным на протяжении тысячелетий.

Селиг и Силкокс отмечают, что им удалось не только обнаружить самые древние признаки кариеса у млекопитающих, но и впервые в истории палеонтологии оценить распространенность данного заболевания среди целого вида. Исследователи надеются, что результаты их работы помогут больше узнать о рационе и образе жизни давно вымерших животных.

Из нашего материала «Возвращение зубов» вы можете больше узнать о том, почему человеческие зубы так уязвимы к кариесу, можно ли вырастить зуб в пробирке и как заставить челюсть производить новые зубы.

Предками тихоходок назвали луолишаниид