Филиппинские негритосы обошли остальные народы по доле денисовских генов

Ученые проанализировали геномные последовательности 1107 человек из 118 различных этнических групп, населяющих Филиппины, и выяснили, что некоторые племена негритосов унаследовали на 34–40 процентов больше денисовских генов, нежели коренные австралийцы и папуасы, то есть больше всех в мире. Кроме того, генетики считают, что предки негритосов смешивались с двумя различными популяциями этих архаичных людей. Статья опубликована в журнале Current Biology.

Денисовские люди оказались тупиковой линией в развитии рода Homo, однако они внесли свой генетический вклад во многие современные популяции. До семи процентов их генов ученые обнаружили у островного населения Юго-Восточной Азии и Океании, коренных жителей Австралии и у некоторых народов материковой Азии. В ряде случаев генетики сумели установить, что денисовский вклад помог современным людям приспособиться к необычным условиям проживания. Например, тибетское население сумело адаптироваться к жизни на большой высоте (подробнее об этом можно прочитать в нашем блоге «Тибетцы смешивались с денисовцами, а их мастифы с волками»).

Существуют предположения, что населяющие Гренландию инуиты приспособились к суровым холодам благодаря выработке тепла из жировых отложений, что стало возможным из-за мутации в двух генах. Вероятно, она возникла из-за скрещивания древних предков этой северной популяции с неандертальцами или денисовцами (подробнее об этом можно узнать в нашем блоге «Мороз нипочем: денисовцы подарили инуитам устойчивость к холоду»).

Максимилиан Ларена (Maximilian Larena) из Уппсальского университета совместно с учеными из Филиппин и Тайваня исследовал архаичное происхождение 1107 человек из 118 различных этнических групп, населяющих Филиппины, включая 25 лингвистически разнообразных популяций негритосов. Кроме того, ученые решили определить генетическое сходство современных филиппинских негритосов с другими этническими группами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Генетики обнаружили свидетельства недавнего смешения филиппинских негритосов с выходцами из Восточной Азии, происходящими из Южного Китая и Тайваня. Во всех исследованных геномах ученые нашли участки, имеющие денисовское происхождение, причем больше всего архаичных генов оказалось у представителей группы племен аэта. Количество неандертальских генов во всех филиппинских этнических группах оказалось одинаковым и сопоставимым со всем неафриканским населением планеты.

Дополнительный анализ геномов с высоким покрытием, принадлежащих некоторым филиппинским негритосам, и сравнение с общедоступными наборами данных по архаичным и современным людям показали, что денисовских генов у представителей этнической группы аэта на 34–40 процентов больше, нежели у коренных австралийцев или папуасов. Примечательно, что архаичные участки имеют сходство с алтайским денисовцем лишь на 50 процентов, что говорит об их весьма дальнем родстве. Исследователи пришли к выводу, что предки негритосов скрещивались с двумя различными популяциями денисовцев, которые населяли Юго-Восточную Азию и Океанию.

Ранее на N + 1 рассказывали, что люди современного типа скрещивались с денисовцами дважды, о чем узнали американские генетики. Кроме того, ученые нашли в геноме меланезийцев две вариации числа копий генов, одну из которых они унаследовали от неандертальцев, а другую — от денисовцев.

Доисторическую британку похоронили с мечом и щитом