Древние островитяне не стали ловить рыбу в Эгейском море

Археологи исследовали останки 11 человек эпохи халколита, обнаруженные на острове Гекчеада в Эгейском море. Изотопный анализ показал, что десять индивидов придерживались схожего рациона питания, основанного на употреблении животноводческих и сельскохозяйственных продуктов. Рыба и другие морепродукты в диете островитян практически отсутствовали. Статья опубликована в Journal of Archaeology Science: Reports.

Археологический памятник Угурлу-Хююк представляет собой неолитическое и халколитическое поселение, располагавшееся на острове Гекчеада в Эгейском море, который в настоящее время принадлежит Турции. Стоянку размером 250×200 метров обнаружили в 1998 году, однако ее исследования начались лишь спустя 11 лет. Самые ранние фазы заселения археологи датировали между 6700 и 6500 годами до нашей эры, а самые поздние — между 5400 и 4900 годами до нашей эры.

Обнаруженная стоянка представляет особый интерес с точки зрения глобального расселения ранних сельскохозяйственных популяций. Археологи нашли в Угурлу-Хююке свидетельства выращивания пшеницы, ячменя и гороха, а также развитого животноводства, которое в первую очередь основывалось на разведении коз, крупного рогатого скота и в меньшей степени свиней.

Сьюзан Пилаар Берч (Suzanne Pilaar Birch) из Университета Джорджии совместно с учеными из Турции провела изотопный анализ недавно обнаруженных на стоянке Угурлу-Хююк человеческих останков, относящихся к эпохе халколита (около 5300 года до нашей эры), чтобы получить представления о питании и здоровье местных жителей. В общей сложности археологи исследовали ребра десяти индивидов, обнаруженных в коллективном захоронении, а также одну обособленную плюсневую кость, найденную в другом раскопе.

Ученые обнаружили, что четыре взрослые женщины, умершие в возрасте от 30 до 40 лет, имели схожее питание, на что указывают аналогичные значения стабильных изотопов углерода и азота. Для двух подростков возрастом от 10 до 12 лет неизвестного пола были получены схожие показатели по изотопам углерода, как и для девушки (около 18 лет), и молодого мужчины (20–30 лет). Однако у последнего наблюдаются высокие значения изотопов азота, что говорит о более частом употреблении в пищу животного белка. Схожие показатели оказались лишь у одного индивида — ребенка 3–4 лет, что, скорее всего, связано с потреблением грудного молока. Данные по одному взрослому мужчине оказались сильно отличными от всех остальных. По всей видимости, он имел высокобелковую диету, в которую не входили морепродукты. Вполне вероятно, что этот индивид происходил родом из другого места, нежели все остальные.

Ученые сравнили полученные данные со значениями, характерными для останков травоядных животных из Угурлу — коров, овец, коз, зайцев и оленей. В результате они выяснили, что люди, жившие на этой стоянке, употребляли в пищу в основном наземных животных и растения. Хотя население Угурлу жило на небольшом острове в течение многих поколений, они не ели рыбу в значительных количествах. Возможно, в качестве дополнительного источника пищи использовались моллюски, что согласуется с археологическими данными с места раскопок.

Исследователи пришли к выводу, что данные по всем десяти индивидам из Угурлу, обнаруженным в одной могиле, хотя и демонстрируют некоторую вариативность в показателях в зависимости от пола и возраста, но все же сгруппированы достаточно близко. Лишь анализы останков одного человека, найденных в другом раскопе, указывают на совершенно другую диету. Возможно, он занимал более высокое социальное положение, что нашло отражение в питании.

Ранее редакция N + 1 рассказывала, что археологи раскопали во дворе жилого дома древнейшее захоронение эпохи неолита в Западной Анатолии, а также выяснили с помощью эксперимента, что воздух в жилищах поселения Чатал-Хююк оказался крайне загрязнен твердыми частицами, в том числе диоксидом кремния.

В соляной шахте нашли детскую туфлю возрастом более 2000 лет