Фиджийские пчелы выиграли от вырубки лесов на главном острове архипелага

После колонизации островов людьми аборигенные виды животных и растений обычно быстро сокращают численность и вымирают. Однако австралийским энтомологам удалось обнаружить исключение — это одиночная пчела Homalictus fijiensis, которая обитает на Фиджи. После колонизации главного острова архипелага людьми примерно три тысячи лет назад местная популяция H. fijiensis заметно выросла. Как отмечается в статье для журнала Molecular Ecology, скорее всего, пчелы выиграли от сведения лесов под нужды сельского хозяйства.

Задолго до прибытия европейских колонистов полинезийцы, меланезийцы и микронезийцы расселились по большей части островов Тихого океана. Для природы региона это стало настоящей катастрофой: люди охотились на животных, вырубали леса и расселяли инвазивные виды, например, крыс. В результате одних только птиц вымерло не меньше тысячи видов. Так, в Новой Зеландии и на Гавайях исчезли крупные травоядные птицы, а на острове Пасхи не осталось ни одного вида аборигенных лесных птиц. Однако о том, как аборигены тихоокеанских островов повлияли на другие группы живых организмов, например, насекомых, известно намного меньше — в основном потому, что остатки беспозвоночных довольно плохо сохраняются в палеонтологической летописи.

Команда энтомологов во главе с Джеймсом Дори (James B. Dorey) из Университета Флиндерса решила больше узнать о взаимоотношениях насекомых и аборигенного населения на архипелаге Фиджи. В центре их внимания оказался эндемичный вид одиночных пчел Homalictus fijiensis. Сегодня эти насекомые широко распространены и довольно обычны в низинных частях архипелага (в то время как другие местные пчелы из того же рода считаются редкими), однако неясно, как на их популяцию повлияли колонизация островов предками современных фиджийцев, а также климатические изменения в конце плейстоцена.

Чтобы ответить на данный вопрос, исследователи провели генетический анализ нескольких сотен особей H. fijiensis, пойманных с 2010 по 2017 год на нескольких островах архипелага: главном, Вити-Леву (здесь собрали 309 экземпляров), четвертом по величине, Кандаву (109 экземпляров), и ряде более мелких. Восстановив демографическую историю вида, авторы сопоставили ее с данными об изменениях климата и этапах заселения Фиджи людьми.

Дори и его коллеги выяснили, что около трех тысяч лет назад численность H. fijiensis на Вити-Леву начала расти, причем этот процесс заметно ускорился около двух тысяч лет назад. Для сравнения, популяция на соседнем Кандаву (где этот вид, судя по анализу генетического разнообразия, и сформировался, после чего расселился на другие острова), оставалась стабильной на протяжении последних 11500 лет. Таким образом, всплеск численности H. fijiensis на Вити-Леву вряд ли связан с климатическими колебаниями и их последствиями, такими как подъем уровня моря: они бы подействовали на пчел на обоих островах. Зато он подозрительно совпадает с датой прибытия первых людей на главный остров Фиджи примерно три тысячи лет назад и самыми ранними достоверными свидетельствами об использовании на нем подсечно-огневого земледелия 2,1-1,8 тысячи лет назад.

По мнению исследователей, рост численности H. fijiensis на Вити-Леву мог быть связан с расчисткой лесов под нужды сельского хозяйства. Дело в том, что пчелы данного вида строят гнезда в земле на открытых и хорошо освещенных участках — а таких по мере вырубки лесов на острове становилось все больше. Кроме того, H. fijiensis кормятся на самых разнообразных растениях, так что в полях могут найти даже больше корма, чем в лесу. При этом на Кандаву, где из-за особенностей рельефа вести сельское хозяйство трудно, большая часть лесов осталась нетронутой, а численность пчел не выросла. Следует отметить, что, в отличие от H. fijiensis, многие другие аборигенные виды Фиджи, несомненно, проиграли от вырубки лесов и их замены сельхозугодьями.

В заключение авторы отмечают, что исследования демографической истории насекомых могут стать источником ценных сведений о развитии человечества. Например, с их помощью можно точнее датировать время заселения различных регионов и начало массового разведения тех или иных сельскохозяйственных культур.

Ранее мы рассказывали о другом исследовании Джеймса Дори и его коллег. В ходе наблюдений за австралийскими пчелами энтомологи выяснили, что некоторые из них предпочитают кормиться в сумерках и по ночам.

Африканские яичные змеи поставили рекорд среди змей по относительному размеру добычи