Пары в восемь утра плохо сказались на успеваемости студентов

Сингапурские исследователи проанализировали успеваемость 27281 студента и пришли к выводу, что утренние занятия плохо сказываются на оценках. Выяснилось, что чем больше дней в неделю лекции начинаются в восемь утра, тем ниже средний балл у посещающих их студентов. Препринт работы опубликован на сайте bioRxiv.

Во время сна происходит множество жизненно важных процессов, в том числе восстановление метаболического равновесия нервных клеток и формирование долговременной памяти. Недостаток сна может негативно сказываться на всех когнитивных процессах, в особенности это касается памяти и внимания, необходимых для успешной учебы. 

Некоторые исследования демонстрируют, что более позднее начало занятий, может помочь учащимся лучше высыпаться и повысить оценки по предметам. Например, в 2018 году американские ученые показали, что начало уроков на час позже увеличило продолжительность сна 178 школьников на 34 минуты, их посещаемость выросла, а средний балл по предметам поднялся на 4,5 процента. Также крупномасштабное исследование этого года на 28 тысячах американских учеников продемонстрировало, что более позднее начало занятий в средних и старших классах школ положительно влияет на удовлетворенность учащихся сном и уменьшает клинические проявления дневной сонливости.

Теперь исследователи из Медицинской школы Университета Дьюка и Сингапурского национального университета (Duke-NUS Medical School) под руководством Син Чэнь Ео (Sing Chen Yeo) решили выяснить, как занятия рано утром влияют на количество сна, посещаемость и успеваемость студентов. Для этого ученые проследили за 27281 учащимся Национального университета Сингапура.

Предыдущие исследования демонстрируют, что посещаемость занятий студентами можно отслеживать с помощью данных о подключении их устройств к Wi-Fi. Чтобы подтвердить эту зависимость, ученые выбрали курс лекций, состоящий из 53 занятий, который посещали 107 студентов. Занятия проходили еженедельно с 10 до 12 дня в течение 13 недель. О присутствии учащихся судили по подключению к Wi-Fi в аудиториях во время занятий, также данные о посещаемости предоставлял преподаватель. Была показана сильная линейная корреляция между посещаемостью, сообщаемой преподавателем, и посещаемостью, подтвержденной при помощи подключения к Wi-Fi (коэффициент корреляции Пирсона 0,98).

В течении 6 семестров ученые следили (по подключению к Wi-Fi) за посещаемостью занятий 24678 студентов, обучающихся на 337 различных курсах, лекции которых шли с 8 до 16 дня. Исследователи обнаружили, что посещаемость была примерно на 15 процентов ниже у студентов на парах, которые начинались в 8 утра, по сравнению с более поздними занятиями.

Далее ученые решили выяснить, вызвана ли более низкая посещаемость утренних пар с тем, что студенты просыпают их, а не просто прогуливают занятия. Для этого авторы работы провели 6-недельное актиграфическое исследование с участием 181 студента. Данные актиграфии показали, что студенты проспали почти треть лекций, которые начинались в 8 утра. Эти результаты согласуются с опросами студентов университетов, в которых распространенными причинами пропусков занятий были слишком ранние занятия, недосып и чувство усталости. 

Несмотря на то, что студенты зачастую продолжали спать и не приходили на пары к 8 утра, они все равно теряли в среднем около часа сна. Исследователи продемонстрировали это при помощи Системы управления обучением (Learning management system), которую используют многие вузы, чтобы загружать учебные материалы, раздавать домашние задания и прочее. Набор данных включал 17,4 миллиона входов в систему 39458 студентов. Взаимодействие студентов с этой платформой — надежный и уже зарекомендовавший себя способ определения времени сна и активности студентов.

Проанализировав успеваемость 27281 студента, исследователи выяснили, что чем больше в неделю утренних лекций, тем ниже средний балл у студентов, которые их посещаю (или просыпают). Учащиеся, у которых не стояли первые пары рано утром, имели более высокие средние баллы по предметам. Утренние занятия 1 или 2 раза в неделю были связаны с небольшим влиянием на средний балл (d Коэна  -0,16 и -0,28 соответственно), а утренние занятия от 3 до 5 раз в неделю влияли на оценки значительнее (d Коэна = -0,41, -0,43 и -0,47, соответственно).

Другая команда ученых (тоже из Сингапура) выяснила, что если студент вынужден спать мало (6,5 часа), то 5 часов ночного сна и 1,5 часа сна днем лучше скажутся на когнитивных способностях, чем единый ночной сон в 6,5 часа. Исследователи выяснили это, попросив 58 студентов на несколько дней переехать в медицинское общежитие, где за их сном каждую ночь следили с помощью полисомнографа. 

Виктория Барановская

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Психостимуляторы оказались бесполезны при решении задачи о рюкзаке

Повышение когнитивных усилий нивелировалось снижением их качества