Утерянные более ста лет назад кости викингов нашли в неправильно подписанной коробке

В Национальном музее Дании обнаружили человеческие останки из знаменитого кургана Бьеррингхея, относящегося к эпохе викингов. Найденные еще в 1868 году кости с остатками тканей более ста лет считались утраченными. Археологи установили, что, вероятно, из-за ошибки работников музея долгое время эти находки хранились в неправильно подписанной коробке, что еще раз подчеркивает важность повторного изучения старых коллекций. Статья опубликована в журнале Antiquity.

В 1868 году при раскопках кургана Бьеррингхея в деревне Маммен в Ютландии археологи обнаружили одно из самых знаменитых датских захоронений эпохи викингов. Это богатое погребение известно своими многочисленными и хорошо сохранившимися вещами из шелка, золота и серебра. Особенную известность получил железный топор, инкрустированный серебром. Такие находки не только подчеркнули высокий статус человека, погребенного в кургане, но и позволили ученым дать название целому стилю в искусстве викингов, относящемуся к концу X — началу XI века — его назвали Маммен, в честь деревни, в которой были найдены артефакты. Однако человеческие останки из кургана пропали из коллекции Национального музея Дании более ста лет назад. Это во многом не позволило восстановить информацию о погребенном человеке, например, о его поле, возрасте, росте или возможных патологиях.

Шарлотта Римстад (Charlotte Rimstad) из Национального музея в Копенгагене и ее датские коллеги в ходе оценки текстильных находок эпохи викингов обнаружили, что хранящиеся материалы из погребения Слотсбьергби включали коробку с набором человеческих костей. Однако в протоколе раскопок этого кургана от 1897 года об отправке в музей таких находок не было ни слова. Археологи решили сравнить найденные кости с анатомическим отчетом 1872 года, сделанным по результатам раскопок в кургане Бьеррингхее, а также провести дополнительные исследования.

Общая сохранность костей оказалась весьма плохой, ни одна из них полностью не уцелела. Выделить ДНК из такого материала оказалось невозможным. Ученые отметили, что сегодня в их распоряжении находится 11 костей, относящихся преимущественно к нижней части тела, а также несколько небольших фрагментов скелета и мумифицированных мягких тканей. На всех костях находится различное количество мягких тканей, а также прилипшего пуха, перьев, меха и текстиля. Изучив морфологию останков, ученые пришли к выводу, что, скорее всего, они принадлежали двум взрослым мужчинам. Археологи заключили, что все упомянутые в анатомическом отчете 1872 года кости найдены, за исключением небольшого фрагмента эмали зуба. Радиоуглеродная датировка подтвердила их выводы, отнеся находки к 893–990 годам, что совпадает с дендрохронологической датировкой погребения (970–971 года).

Ученые указали, что первые раскопки кургана проводились грубыми методами. Это привело к фрагментации многих текстильных артефактов. Тем не менее, они по-прежнему представляют собой самую большую коллекцию из датских могил эпохи викингов. Самые известные из них — это две так называемые «накидные ленты» и пара плетеных шелковых манжет, украшенных серебряными и золотыми нитями.

Три типа тканей, найденных на костях, совпали с некоторыми дошедшими до нас образцами из Бьеррингхея, заметно отличаясь от материалов из Слотсбьергби. Археологи установили, что вышитая ткань была помещена поверх тела в качестве одежды или покрова, доходившего до нижней части ног. Обнаруженные фрагменты манжет на лодыжках натолкнули исследователей на мысль, что на тело были надеты длинные брюки. Это важное наблюдение, так как подобные свидетельства встречаются крайне редко.

Ученые пришли к выводу, что человеческие останки действительно происходят из захоронения Бьеррингхея. Им удалось сопоставить найденные материалы с тем, что археологи зафиксировали еще во время первоначальных раскопок в XIX веке. Они еще раз подчеркнули важность повторного изучения старых музейных и архивных коллекций.

Похожие ситуации возникают нередко. Так, недавно мы рассказывали, что польские археологи обнаружили первую египетскую мумию беременной женщины, хотя долгое время ученые были убеждены, что это мужчина, а в Государственном историческом музее в Москве выяснили, что скипетры эпохи викингов пролежали в коллекции с середины XX века в качестве остатков копья и жертвенного ножа.

В Фанагории нашли монетный клад времен антимитридатовского восстания