Новый вид осьминогов описали при помощи МРТ

Биологи описали новый вид плавниковых осьминогов, используя магнитно-резонансную томографию (МРТ) и микрокомпьютерную томографию (микро-КТ). Ранее при помощи подобных методов описывали только небольших животных. Осьминог получил название Grimpoteuthis imperator. Исследование опубликовано в статье для журнала BMC Biology.

Для описания новых видов животных обычно необходимо препарирование образца, так как зачастую нужно изучить строение внутренних органов. Методы неинвазивной визуализации — хорошая альтернатива, потому что они позволяют проводить анализ биологических структур, избегая повреждения образца. Но такие методы использовались для описания животных небольшого размера. Например, микро-КТ применяли для идентификации нового вида плоских червей рода Obama (нет, они так названы не в честь 44-го американского президента) и для более подробного описания недавно открытого вида многоножки.

Александр Циглер (Alexander Ziegler) и Кристина Загорны (Christina Sagorny) из Боннского университета впервые описали новый вид крупных животных с применением неинвазивных методов. Они исследовали самца плавникового осьминога (Cirrata), добытого в северной части Тихого океана в 2016 году. Сначала образец изучили с помощью МРТ. Выяснилось, что осьминог относится к роду Grimpoteuthis. Но этот экземпляр отличался от остальных представителей этого рода количеством присосок и некоторыми деталями внутреннего строения. Исследователи выделили его в отдельный вид, который назвали G. imperator — так как моллюска поймали в районе Императорских подводных гор.

Однако МРТ плохо подходит для визуализации твердых хитиновых тканей, из которых состоят радула и клюв. Биологи решили использовать для этой цели микро-КТ — с ее помощью удалось визуализировать эти структуры. Также ученые применили минимально инвазивный метод — взяли образец ткани для секвенирования геномной ДНК. В результате подтвердилось, что перед исследователями новый вид гримпотевтисов.

Александр Циглер пояснил N + 1, почему раньше не использовали МРТ или КТ для описания новых видов крупных животных. Во-первых, существовали технические ограничения: в системы визуализации, предназначенные для мышей или крыс, можно поместить животное не крупнее 20 сантиметров. В случае же систем, предназначенных для людей или крупных домашних животных (кошки, собаки, лошади), пространственное разрешение обычно недостаточно для подробного детального анализа, который требуется для описания нового вида. Во-вторых, влияли логистические причины: оборудование с высоким пространственным разрешением встречается нечасто, а его использование может дорого стоить. Александру Циглеру с коллегой удалось найти установки с подходящим размером (осьминог был около 30 сантиметров в длину) и пространственным разрешением.
Авторы работы считают, что неинвазивные методы исследований могут помочь в описании других видов крупных животных. Особенно это важно в случае редких или обитающих в малодоступных местах организмов (как глубоководные гримпотевтисы), образцы которых очень ценны. К тому же современные способы цифровой визуализации позволяют изучать строение внутренних органов в их естественном расположении, что позволяет ученым получать больше информации об организмах.
Ранее мы писали о том, как биологам удалось заснять на видео появление на свет гримпотевтиса. Юного осьминога тоже изучили с применением магнитно-резонансной томографии.

Растущим популяциям американских волков предрекли собачьи болезни и конфликты с фермерами