Паразитоидную осу назвали в честь COVID-19

Во время длительного карантина, который был объявлен из-за пандемии коронавирусной инфекции, мексиканские зоологи открыли и описали новый вид паразитоидной осы-наездника и дали насекомому название Stethantix covida. Вид подробно описан в журнале ZooKeys.

Ученые обожают давать необычные имена новым видам. Обычно таким способом они стремятся увековечить память об известных личностях (например, Craspedotropis gretathunbergae — тропическая улитка, названная в честь Греты Тунберг), вымышленных персонажах (вид копьеголовой змеи Trimeresurus salazar получил имя в честь Салазара Слизерина из «Гарри Поттера»), или даже технологических открытий (так, известная социальная сеть дала название виду паразитических грибов Troglomyces twitteri).

Зоологи Андрей Халаим (Andrey Khalaim) и Энрике Руиз Канчино (Enrique Ruíz Cancino) из Автономного университета Тамаулипаса в Мексике описали пять новых видов ос Дарвина. Самая маленькая из них была обнаружена в период карантина. Видовой эпитет осы «covida» — это неприятное напоминание о пандемии вирусной инфекции COVID-19, которая к настоящему моменту унесла уже более миллиона человеческих жизней во всем мире.

Новый вид отличается от других представителей рода Stethantix, в частности, небольшим размером. Длина тела осы составляет 3,5 миллиметра, а длина переднего крыла 2,8 миллиметра. От самого ближайшего родственника — Stethantix oaxacana — описанный вид отличается формой яйцеклада, несколько более длинными щеками и вторым тергитом — спинной склеротизованной частью сегментарного кольца членистоногих. Как и другие, близкие ей виды, оса предположительно паразитирует на жуках из семейств долгоносиков и блестянок. Обитает насекомое в Центральной Америке и встречается фактически по всей территории Мексики и Гватемалы.

Четыре других описанных в публикации вида ос-наездниц получили следующие названия: Meggoleus hidalgoensis и Stethantix oaxacana названы в честь мексиканских штатов Идальго и Оахака соответственно. Meggoleus whartoni получил имя в честь американского энтомолога и знатока ихневмонид Роберта Уортона (Robert Wharton). Наконец, вид Phradis belovi ученые назвали в честь нашего соотечественника, энтомолога из Университета Техаса Василия Белова.

Осы Дарвина — насекомые-паразиты, которые обычно откладывают свои яйца внутрь или на поверхность личинок иных видов — бабочек, жуков, муравьев и некоторых других, — чтобы обеспечить своему потомству запас свежего корма. Семейство паразитоидных ос известно также под названием ихневмоноидных наездников и связано с именем Чарльза Дарвина. Именно он в 1860-м году в своем письме коллеге ботанику Эйсе Грею так отзывался о впервые увиденных им насекомых: «Я не могу убедить себя, что благой и всемогущий Бог мог умышленно создать наездников-ихневмонид с явным намерением, чтобы они питались внутри тела живых гусениц». По словам исследователей, эта фраза передает настроение, с которым человечество относится к ныне бушующей пандемии, и именно поэтому оса получила такое название.

Ранее еще один вид паразитоидных наездников, Idiogramma elbakyanae, был назван в честь Александры Элбакян, основательницы сайта Sci-Hub, который предоставляет доступ к полным текстам научных статей без оплаты или подписки на журналы.

Алексей Козлов