Черно-белые веерохвостки активнее поют по ночам при полной Луне. К такому выводу пришли австралийские ученые, проанализировав 457 часов записей песен этих птиц, которые были сделаны в местности без искусственного освещения. По мнению авторов, при ярком лунном свете самцам веерохвосток легче проникать на чужие территории и соблазнять пением чужих партнерш. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Behavioral Ecology and Sociobiology.
Многие дневные птицы поют по ночам. В качестве примеров достаточно вспомнить хорошо знакомых нам соловьев (Luscinia luscinia) или обыкновенных горихвосток (Phoenicurus phoenicurus). Орнитологи предполагают, что активность ночных певцов может быть связана с уровнем освещенности, однако исследования по этой теме немногочисленны и дают противоречивые результаты.
Около двадцати процентов исследованных птиц начинают петь ночью, только если Луна яркая или рядом есть источник искусственного освещения. Белошейные зонотрихии (Zonotrichia albicollis), напротив, в полнолуние молчат, а на активности пения болотных крапивников (Cistothorus palustris) лунный цикл никак не сказывается.
Команда специалистов во главе с Эштоном Дикерсоном (Ashton L. Dickerson) из Мельбурнского университета решила выяснить, от чего зависит интенсивность ночного пения черно-белых веерохвосток (Rhipidura leucophrys). Этот вид воробьиных птиц широко распространен в Австралии, на Новой Гвинее и близлежащих островах. Веерохвостки ведут дневной образ жизни, однако петь могут как в светлое, так и в темное время суток (за это их иногда называют «австралийскими соловьями»). Интересно, что у этого вида поют представители обоих полов, а самцы участвуют в заботе о потомстве наравне с самками.
В течение нескольких сезонов размножения орнитологи с помощью автоматических датчиков записывали ночное пение восьми пар веерохвосток на четырех участках в штате Виктория. На всех изученных точках отсутствовали искусственные источники света. Также авторы оценили активность ночного пения шести пар в негнездовое время. В общей сложности за время исследования было записано 457 часов аудиозаписей.
Проанализировав полученные данные, исследователи обнаружили, что веерохвостки поют по ночам лишь во время гнездового сезона. В этот период птицы с каждого участка исполняют в среднем 243,9 песни в час. Для сравнения, по утрам этот показатель составляет 440,46 песни, а днем – всего 35,04 песни. Яркость Луны не влияет на то, будут ли веерохвостки петь, однако повышает частоту пения в тех случаях, когда они все же делают это.
В ходе предварительных исследований орнитологи научились отличать самцов и самок веерохвосток друг от друга по пению. Это позволило выяснить, что в ночные часы поют почти исключительно самцы. Обычно самцы с нескольких соседних территорий поют хором.
Авторы полагают, что ночная песня веерохвосток несет те же функции, что и дневная: помогает привлечь партнера и защитить территорию от соперников. Учитывая, что самцы продолжают петь по ночам во время всего сезона размножения, возможно, они пытаются таким образом соблазнить самок из других пар и одновременно защитить собственную партнершу от посягательств чужаков. Это объяснило бы, почему в лунные ночи веерохвостки поют активнее: при ярком освещении самцам и самкам проще проникать на чужую территорию.
Одни австралийские птицы поют при свете Луны, а другие не могут уснуть из-за искусственного освещения. Как показала серия экспериментов с голубями и воронами-свистунами, городские огни нарушают структуру и продолжительность их сна.
Сергей Коленов
Они повлияли на выбор материала и размер барабанных палочек
Самцы черных какаду при изготовлении музыкальных инструментов, с помощью которых они барабанят по стволам деревьев, выбирают их материал и размеры в зависимости от индивидуальных предпочтений. Орнитологи выяснили, что некоторые представители этого вида создают барабанные палочки только из веток, а другие также используют твердые оболочки плодов. Кроме того, ученые выявили индивидуальные различия в размерах барабанных палочек. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Proceedings of the Royal Society B. Черные какаду (Probosciger aterrimus) выработали необычный способ общения с сородичами. Самцы этих попугаев из популяции, обитающей на австралийском полуострове Кейп-Йорк, во время брачных демонстраций берут в левую лапу ветку или твердую оболочку плода гревиллеи Grevillea glauca и ритмично ударяют ими по стволу дерева (хотя нередко они просто бьют по стволу лапой). Так они производят громкий звук, с помощью которого обозначают границы территории и привлекают самок. Ритм этого звука у каждого самца индивидуален. А чтобы музыкальными инструментами было удобнее пользоваться, какаду обкусывают ветки до примерно 20-сантиметровой длины и удаляют с них листья и придают оболочкам плодов определенную форму. Как правило, на территории самцов есть несколько деревьев для демонстраций — и они переносят барабанные палочки между ними. https://youtu.be/2_wh3liNT_o Команда орнитологов под руководством Роберта Хейнсона (Robert Heinsohn) из Австралийского национального университета решила больше узнать о том, как черные какаду создают музыкальные инструменты из веток и плодов. Для этого исследователи отправились в национальный парк Кутини-Пайяму, расположенный на полуострове Кейп-Йорк. В 2013–2015 годах они собрали около демонстрационных деревьев какаду, расположенных в парке и его окрестностях, 256 музыкальных инструментов этих птиц: 227 из них были сделаны из веток и 29 — из оболочек плодов. Средняя длина барабанных палочек из веток составила 208,6 миллиметра, ширина — 12,8 миллиметра, а масса — 15,8 грамма. Средняя хорда палочек (то есть кратчайшее расстояния между концами палочки) равна 209,6 миллиметра, кривизна (вычисленная путем деления длины палочки на ее хорду) — 1,02, а количество сучков, оставшихся после удаления второстепенных веточек — 2,2. Музыкальные инструменты их оболочек плодов имели средние размеры 39,1 миллиметра на 41 миллиметр на 33,9 миллиметра. На следующем этапе Хейнсон и его коллеги оценили индивидуальные предпочтения какаду при выборе материала для музыкальных инструментов и их обработке. Чем больше инструментов авторы находили под демонстрационным деревом, тем выше была вероятность, что среди них окажется оболочка плода. Кроме того, выяснилось, что самцы чаще используют инструменты из оболочек плодов вместе с барабанными палочками из веток, если их соседи пользуются только барабанными палочками. При этом, хотя многие самцы барабанили только ветками, ни один из тринадцати самцов, под деревом которого исследователи нашли больше шести инструментов, не барабанил только оболочками плодов. Лишь у одной особи из четырнадцати инструментов, найденных под демонстрационным деревом, тринадцать были сделаны из оболочек плодов. В целом анализ продемонстрировал, что предпочтения самцов при выборе материала для инструментов распределены не случайным образом. Ограничив выборку двенадцатью самцами, под деревьями которых были найдены более шести инструментов (особь, отдававшую предпочтение оболочкам плодов, из этого анализа исключили), Хейнсон с соавторами установил, что длина и хорда барабанных палочек заметно отличаются от особи к особи. Похожие закономерности были выявлены для музыкальных инструментов, использовавшихся какаду в течение одного сезона, причем в данном случае к различиям в длине и хорде добавились различия в ширине и массе. Результаты исследования демонстрируют, что у самцов черных какаду есть индивидуальные предпочтения при выборе материала для изготовления музыкальных инструментов. Кроме того, разные особи предпочитают барабанные палочки разного размера и формы. Авторы подчеркивают, что ветки деревьев и плоды гревиллей, подходящие для изготовления музыкальных инструментов, встречаются в парке Кутини-Пайяму в изобилии. Таким образом, индивидуальные различия в предпочтениях какаду нельзя объяснить дефицитом материалов. Зоологам уже известны примеры видов, представители которых демонстрируют индивидуальные предпочтения при выборе материала для инструментов и их изготовлении. Например, новокаледонские вороны (Corvus moneduloides) из разных популяций создают крючки и колючки из разных видов растений. Однако черные какаду стали первым примером такой индивидуальной изменчивости при изготовлении инструментов, не связанных с добычей пищи. Возможно, различия в предпочтениях какаду связаны с тем, что у каждого самца есть свой индивидуальный стиль барабанного боя. При этом молодые птицы, скорее всего, формируют эти предпочтения, наблюдая за барабанящими отцами. Ранее орнитологи выяснили, что танимбарские какаду (Cacatua goffiniana), которые обитают на востоке Индонезии, создают из дерева три разных типа инструментов и используют их, чтобы извлечь содержимое из-под оболочки семян церберы. Толстый тупой клин позволяет расширить щель во внешнем слое, маленький острый «нож» — разрезать лежащую ниже тонкую оболочку, а «ложкой» птица извлекает кусочки семени. Орнитологи, описавшие данное поведение, предполагают, что это самый сложный пример использования инструментов среди всех животных, у которых нет рук.