Рыжих лисиц и песцов уличили в поедании человеческих объедков в верхнем палеолите

Рыжие лисицы и песцы уже 42 тысячи лет назад кормились остатками добытых человеком крупных травоядных. Реконструировать диету этих мелких хищников удалось с помощью изотопного анализа их костей, обнаруженных в пещерах юго-западной Германии. Открытие не только позволяет понять, как представители рода лисиц научились уживаться рядом с людьми, но и указывает на влияние на влияние наших предков на плейстоценовые экосистемы. Результаты исследования опубликованы в журнале PLoS ONE.

Обыкновенные, или рыжие, лисицы (Vulpes vulpes) процветают в мире, преобразованном человеком. Некоторые их популяции даже освоили города, где приспособились не бояться людей и искать пищу среди мусора. Песцы (V. lagopus) также часто селятся рядом с человеческим жильем в Арктике. Однако как давно два этих вида начали извлекать выгоду из соседства с человеком остается неизвестным.

Ответить на этот вопрос решила команда археологов во главе с Крисом Бауманном (Chris Baumann) из Тюбингенского университета. Они провели анализ ископаемых костей лисиц и песцов, обнаруженных в пещерах горного массива Швабский Альб (юго-западная Германия). Находки относятся к двум временным промежуткам: среднему палеолиту (более 42 тысяч лет назад) и раннему верхнему палеолиту (42-30 тысяч лет назад). Считается, что в первый период данная территория была заселена неандертальцами, а во второй — людьми современного типа, которые принадлежали к ориньякской и граветтской культурам.

Целью исследователей было установить диету плейстоценовых лисиц и песцов, для чего команде пришлось обратиться к анализу концентрации стабильных изотопов углерода (13С) и азота (15N) в костном коллагене. Два этих маркера позволяют установить положение животного в пищевой цепочке и предпочитаемую им пищу. Помимо оценок для двух видов из рода лисиц, в анализ включили результаты изотопного анализа коллагена, извлеченного из костей целого ряда видов крупных хищников, крупных травоядных, зайцев и грызунов. Все они также обитали на территории юго-западной Германии в эпоху плейстоцена.

Анализ выявил у части плейстоценовых лисиц и песцов высокое содержание 15N, что указывает на питание мясом крупных травоядных. Разумеется, такая добыча лисицам не по зубам: они просто подъедали пищу за более искусными хищниками. Они делают так и сегодня: например, песцы следуют за белыми медведями и кормятся остатками их трапезы. У отдельных лисиц и песцов было отмечено низкое содержание изотопа 15N. Это указывает, что они ели в основном грызунов, которых ловили самостоятельно.

Однако у некоторых особей содержание 15N было промежуточным, то есть они дополняли рацион из мяса северных оленей грызунами. Такая диета была характерна для лисиц и песцов, живших в раннем верхнем палеолите. Поскольку изотопный состав их коллагена не совпадает с тем, который отмечен для крупных хищников, вряд ли они были их комменсалами. Скорее всего, эти лисы время от времени кормились остатками животных, убитых людьми. Они могли как подбирать куски разделанной добычи в местах охоты, так и воровать объедки около пещер. Эта гипотеза кажется особенно убедительной, если учесть, что северных оленей люди добывали чаще всего.

Интересно, что в среднем палеолите ни одной лисицы с промежуточным содержанием 15N обнаружено не было. Вероятно, плотность населения неандертальцев, которые обитали на юго-западе Германии в ту эпоху, была слишком мала, чтобы полагаться на их добычу в качестве стабильного источника пищи.

Открытие проливает свет на ранние этапы эволюции синантропного поведения лисиц. Кроме того, оно позволяет точнее оценить влияние наших предков на плейстоценовые экосистемы. Предполагается, что они ответственны за вымирание крупных травоядных и хищников, однако, похоже, они меняли и жизнь более мелких животных — причем не всегда в худшую сторону.

От редактора

Изначально в заголовке умоминался средний палеолит, хотя в заметке речь шла о верхнем палеолите. Заголовок исправлен.

Современные лисицы также нередко селятся рядом с человеком. И, как установили исследователи, это меняет их облик. Сравнив черепа обыкновенных лисиц из Лондона и окружающей город сельской местности, они обнаружили, что у первых более короткие и широкие морды, а мозг меньше. Аналогичные признаки наблюдаются у домашних животных.

Красные огненные муравьи добрались до Европы