Среди динозавров наконец-то отыскали хороших пловцов

Строение хвостовых позвонков спинозавра указало на то, что этот динозавр хорошо плавал и в процессе помогал себе хвостом, как это делают современные крокодилы, сообщается в Nature. Ранее умение спинозавров эффективно перемещаться в воде не было доказано, а представления о том, кто крупные динозавры вроде диплодоков вели полуводный образ жизни, давно опровергнуты. Новая находка показывает, что некоторые динозавры все-таки были тесно связаны с водой.

Динозавры в массе своей были сухопутными животными. Те водные рептилии, которых неспециалисты порой путают с динозаврами, — мозазавры, плезиозавры и ихтиозавры — на самом деле к ним не относились. В старых фильмах и на старых иллюстрациях можно видеть, как диплодоки, апатозавры и прочие большие завроподы стоят в воде: когда-то считалось, что она поддерживала их массивные тела. Однако эту точку зрения давно опровергли. Существуют предположения, что спинозавры умели плавать, но напрямую они не были подтверждены, и существовали сомнения в том, что животные могли обеспечить соответствующую механику движений.

Палеонтологи из марроканского Университета Хасана II в Касабланке и нескольких исследовательских учреждений Великобритании, Италии и США во главе с Низаром Ибрахимом (Nizar Ibrahim) описали находку, сделанную в Марокко в 2018 году, — около 30 хвостовых позвонков крупного (больше тираннозавра) Spinosaurus aegyptiacus возрастом 95–100 миллионов лет. Их обнаружили рядом с другими фрагментами позвоночника спинозавра. Все хвостовые позвонки имели очень длинные остистые отростки. Вероятно, при жизни они образовывали вытянутое в вертикальной плоскости подобие плавника.

Реплики позвонков соединили в имитацию хвоста, прикрепили его к роботизированной модели крупного животного, спустили его в наполненный водой желоб и запустили так, чтобы движения модели имитировали плавание. Те же процедуры ученые проделали с имитациями хвостов наземных динозавров — аллозавра и целофиза. Они сравнили потоки жидкости, которые образуются при движении разных типов хвостов, и определили, какая из конструкций позволяла бы реальному животному двигаться в воде наиболее экономично.

Оказалось, что хвост спинозавра продвигал его тело вперед в два раза эффективнее, чем это делали бы хвосты целофиза или аллозавра. Его сила вполне сравнима с той, которую развивает хвост современных крокодилов. Это аргумент в пользу того, что Spinosaurus aegyptiacus вел водный образ жизни. Он вписывается в общую картину экологии животного: ранее на основе анализа строения челюстей ему приписывали питание рыбой, а у близких родственников спинозавра уже находили приспособления к жизни в водной среде, пусть и не так ярко выраженные.

Еще одна деталь строения, которая могла бы способствовать эффективному плаванию, — перепонки между пальцами. Пока исследователи не нашли останков спинозавров, подтверждающих существование у него перепонок. Однако раскопки в Марокко продолжаются и, вероятно, доказательство их наличия (или, наоборот, отсутствия) сумеют отыскать.

Динозаврами активно интересовались натуралисты XIX века, но в первой половине XX века их популярность снизилась, так как за ними закрепился статус неуклюжих животных с низким интеллектом. Однако в шестидесятых-семидесятых палеонтологи, такие как Джон Остром, представили доказательства высокой активности ряда динозавров, а также их родства с птицами. С тех пор число исследований этих рептилий выросло в разы. В последние годы мы узнали, что яйца динозавров были окрашены в яркие цвета и рептилии делали для них гнезда. Теплокровные виды к настоящему моменту обнаружили во всех группах динозавров. Чтобы поддерживать постоянную температуру тела, они могли собираться вместе на ночь, как современные птицы.

Первые глубоководные рыбы появились более 120 миллионов лет назад