Грипп снизил шансы людей заболеть простудой

Ученые обнаружили, что заболеваемость гриппом и риновирусом, который вызывает обычную простуду, неравномерно распределена в течение года. Проанализировав более 44 тысяч случаев респираторных болезней, они пришли к выводу, что два вируса препятствуют распространению друг друга. Вероятно, именно поэтому во время вспышек гриппа случаев обычной простуды становится меньше. Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В дыхательных путях человека может селиться множество патогенных вирусов и бактерий, и логично предположить, что они могут как-то взаимодействовать друг с другом, облегчая соседу захват человеческого тела, или, наоборот, конкурируя с ним за место и другие ресурсы. Известно, например, что вирусные инфекции могут ослаблять иммунитет и готовить почву для бактериальных: так вирус гриппа «сотрудничает» с бактерией пневмококка. Как именно взаимодействуют между собой разные респираторные вирусы, до сих пор было неясно, но ученые, к примеру, подозревают, что вспышка риновируса задержала распространение пандемии вируса гриппа А в Европе в 2009 году.

Группа ученых под руководством Пабло Мурсиа (Pablo Murcia) из Университета Глазго проанализировали 44230 случаев респираторной болезни в течение девяти лет. Каждого из пациентов они проверили на генетический материал 11 разных групп вирусов, а затем составили модель, которая объяснила бы взаимодействие между этими вирусами в зависимости от времени года и других факторов.

Исследователей интересовало общее количество респираторных вирусов, которыми люди болеют в течение года. С 2005 по 2013 год это число изменялось стабильно: пик приходился на зиму, а спад наблюдался летом. Исключение составил только 2009 год: тогда пандемия гриппа пришлась на лето. Но в этот момент заболеваемость другими вирусами резко упала, поэтому общее их число оказалось сравнимо с зимним пиком. Но даже при сохранении общего количества вирусов заболеваемость каждым вирусом в отдельности колебалась от месяца к месяцу.

Затем ученые попробовали создать модель, которая предсказывала бы распространенность того или иного вируса в зависимости от множества факторов. Это были пол и возраст пациента, тяжесть его болезни (ее определяли по тому, наблюдался ли пациент в клинике или у семейного врача), время года, а также наличие в организме пациента вирусов из других групп. С помощью этого подхода ученые выяснили, что возникновение коррелирует отрицательно у аденовирусов и вируса гриппа В, а также риновируса и вируса гриппа А, и положительно — у вирусов парагриппа 1 и 2 и у метапневмовируса с респираторно-синцитиальным вирусом.

Затем исследователи проанализировали случай каждого конкретного пациента и подсчитали вероятность того, что два вируса встретятся в одном организме. Для большинства вирусов вероятность заразить одного и того же человека коррелировала положительно, но для риновируса и вируса гриппа А — строго отрицательно (p < 0,001).

Таким образом, ученым удалось показать, что вирусы могут влиять на заражение организма другими вирусами, и в особенности это справедливо для вируса гриппа. Как именно это влияние осуществляется, пока неизвестно. Можно предположить, например, что вирус вызывает выделение интерферона, который борется не только с первым попавшим в организм вирусом, но и со всеми последующими. Исследователи построили модель, где после заражения вирусом гриппа заложили небольшой период рефрактерности, в течение которого новая инфекция риновирусом невозможна. Если этот период равнялся двум дням, то число случаев риновируса падало на 23 процента, а если семи дням — на 61 процент. Это позволяет объяснить асинхронность вспышек этих инфекций в течение года.

Авторы работы отмечают, что многие респираторные инфекции проходят бессимптомно, поэтому их статистика могла оказаться неполной. Тем не менее, они рассчитывают, что их данные помогут предсказать динамику будущих эпидемий гриппа и других инфекций.

В материале «Передай другому» мы уже рассказывали о том, почему ежегодные эпидемии гриппа неизбежны. В тексте «Просто чума» — говорили о европейских эпидемиях чумы. А еще мы недавно писали о том, как врачи нашли пропущенную несколько лет назад вспышку вируса Зика на Кубе.

Изменение трех генов вызвало партеногенез у дрозофил