Ученые не нашли следов массовых смертей в период Юстиниановой чумы

Исследователи не нашли свидетельств массовой гибели людей во время Юстиниановой чумы, которая в начале средних веков бушевала в Средиземноморье, некоторых регионах Европы и Ближнего Востока. Как сообщается в Proceedings of the National Academy of Sciences, авторы статьи проанализировали уже известные археологические и генетические данные, количество монет и пыльцы, по которой можно отследить упадок сельского хозяйства в регионах, охваченных пандемией. Также ученые сравнили тексты и надписи того времени (их количество и свидетельства экономического кризиса), но не нашли признаков экономического упадка, вызванного чумой. Полученные результаты показывают, что, вероятно, в отдельных районах (например, в Константинополе), от чумы действительно погибло много народу. Но такая ситуация в других регионах была скорее исключением, а не правилом.

Юстинианова чума (541-750 годы) — первая из зафиксированных пандемий, вызванных чумной палочкой (Yersinia pestis). Она началась в Египте и распространилась в Восточном Средиземноморье, Европе и на Ближнем Востоке. По принятым сегодня оценкам во время первой вспышки заболевания в 541–544 годах от него умерло около 25 миллионов человек (около 13 процентов мирового населения того времени). А всего во время пандемии было, по разным данным, 14-18 вспышек, во время которых погибло около 50 миллионов человек (примерно четверть населения планеты). Мы знаем о Юстиниановой чуме из свидетельств византийского историка Прокопия Кесарийского (около 500-после 565), который в 542 году был в Константинополе, а также из нескольких описаний, сделанных современниками или жившими позднее историками. В последние годы появились и генетические доказательства присутствия чумной палочки в Европе того времени.

Однако группа исследователей во главе с Ли Мордехаем (Lee Mordechai) из Еврейского университета в Иерусалиме считает, что описания эпидемии современниками и древние штаммы чумной палочки еще не являются надежными доказательствами многочисленных смертей, которые опустошили Средиземноморье, часть Европы и Ближний Восток. Ученые решили найти прямые доказательства влияния пандемии на демографию и экономику. Для этого они проанализировали тексты и надписи, написанные во время пандемии, которые могли бы показать, был или нет экономический упадок в охваченных чумой регионах; оценили, уменьшилось ли в них производство монет и уменьшился ли уровень землепользования. Также ученые еще раз проанализировали генетические и археологические доказательства, которые помогли бы оценить масштаб эпидемии.

Проанализировав исторические источники авторы не нашли убедительных свидетельств массовых смертей во время пандемии. Ее начало в 541-542 годах подробно документировали современники, но о последующих вспышках заболевания сохранилось очень мало свидетельств и сколько народу умерло от чумы в это время, неизвестно. Просматривая литературу за VI век, авторы нашли работы 120 людей, писавших на греческом и 107, писавших на латыни. О чуме говорилось в 38 источниках, при этом только в пятой части из них упоминался хотя бы один симптом (например, бубоны), по которому можно было бы диагностировать чуму. Кроме того, даже в источниках, в которых говорилось о заболевании, ему уделялось мало внимания. Даже Прокопий Кесарийский, который подробно описал вспышку заболевания в Константинополе (он указывал на ход заболевания и подробно описывал его симптомы) отвел на ее упоминание менее чем один процент текста.

Ученые исследовали сохранившиеся в Египте (месте, где пандемия началась в 541 году) папирусы VI-VIII веков на предмет упоминания чумы и в поисках признаков экономического упадка, вызванного пандемией, но не нашли доказательств этого. Количество папирусов с текстами не уменьшилось, в них не было упоминаний о том, что земледелие пришло в упадок, а люди стали платить меньше налогов после 541 года. Также авторы проанализировали документы жившей в Египте богатой римской семьи Апионов. Архив этой семьи наиболее полно описывал экономическую организацию богатых поместий на территории Византийской империи в V-VII веках. Как оказалось, между 540 и 580 годом доходы семьи выросли на 30 процентов, что вряд ли могло произойти, если бы четверть населения Египта погибла от чумы.

После начала пандемии не стало меньше оттисков штемпелей на глиняных изделиях и посвятительных или монументальных надписей, которые делали на постройках, статуях или надгробьях. При этом другие события отражались на их количестве. Так, после завоевания Сирии персами в 610 году число надписей на ее территории резко уменьшилось. Авторы отмечают, что после 543 года римляне стали делать намного меньше надписей. Но это могло быть связано не с чумой, а с тем, что город завоевали и разграбили готы. Не уменьшилось после начала пандемии и количество новых монет. В частности, в городе Берит (ныне Бейрут) деньги в 540-х годах выпускали в прежних количествах. После захвата персами одного из крупнейших городов империи Антиохии Великой, который находился в провинции Сирия, чеканить монеты в нем перестали, но деньги из других регионов империи в городе появлялись. Это говорит о том, что в других частях империи по-прежнему чеканили монеты.

Кроме того, упадок сельского хозяйства в результате эпидемий или войн можно оценить анализируя остатки древней пыльцы в озерных отложениях или торфе. Если люди обрабатывают землю, археологи позднее будут находить в находящихся поблизости отложениях, соответствующих тому или иному веку, много пыльцы злаковых растений. Если же поля забросили, на них начинают разрастаться сорняки, а потом вырастают деревья. В Средиземноморье одними из первых вырастают сосны, поэтому имеет смысл отслеживать сосновую пыльцу.

Исследователи проанализировали доступные палинологические данные с территорий современных Греции, Турции и Болгарии, где были вспышки чумы, и увидели, что в VI-VIII веках количество пыльцы злаковых растений резко не падает, а количество хвойной пыльцы резко не растет. Общие тренды в этих регионах после 540 года не изменились. Например, на севере Греции сельское хозяйство в VI веке находилось в упадке из-за постоянных войн и вторжений варварских племен, поэтому пыльцы злаковых в соответствующих слоях становилось все меньше. После 540 года ее количество продолжило плавно снижаться, резких колебаний не было. В то же время после начала второй пандемии чумы, в середине XIV века, во многих регионах Европы сельское хозяйство пришло в упадок и это было заметно по резкому изменению количества пыльцы разных растений (1, 2).

Авторы исследования считают, что то, что генетикам удалось выделить геномы чумной палочки из останков погибших во время Юстиниановой чумы, не говорит о массовых смертях во время эпидемии. Ученые пока обнаружили лишь то, что штаммы бактерии, которые заражали людей в VI-VIII веке, позднее исчезли, а во время второй пандемии появились уже другие линии Y.pestis. Это может либо свидетельствовать о том, что древние линии патогена еще предстоит найти, либо о том, что они существовали не слишком долго, распространились не слишком широко, и не сохранились в процессе эволюции. В противоположность этому, штаммы чумной палочки, заражавшие людей в XIV-XVIII веках, были близкими родственниками (предположительно, предками) патогенов, которые либо присутствовали во время пандемии XIX-середины XX века, либо встречаются в некоторых регионах планеты сейчас.

Наконец, ученые проанализировали количество множественных захоронений в Британии, где вспышки Юстиниановой чумы происходили в 544, 653 и 684 годах. Они обнаружили, что число множественных захоронений стало постепенно увеличиваться с конца IV века, когда она еще была римской колонией, и росло до конца VI века. Но резкого роста в 540-х годах ученые не увидели, и поэтому решили, что тренд скорее был связан с изменением ритуальных практик.

Авторы заключают, что проанализировали различные данные и провели междисциплинарное исследование, но не нашли доказательств массовых смертей во всех регионах, охваченных чумой. В некоторых регионах, например, в Константинополе, от заболевания действительно могло погибнуть много людей, но в других регионах Средиземноморья и Ближнего Востока ситуация, похоже, была иной. На основании полученных ими результатов авторы полагают, что многочисленные смерти от чумы были скорее исключением, а не правилом. Дополнительные исследования в конкретных регионах помогут понять, как Юстинианова чума повлияла на местную демографию и экономику.

Несколько лет назад археологи оценили смертность англичан во время средневековой пандемии чумы с помощью глиняных черепков. Оказалось, что в большинстве средневековых деревень на востоке Англии количество черепков после начала пандемии уменьшилось почти вдвое, а в некоторых — на 70 процентов.

Стереофотосъемка пещеры Ла-Пасьега выявила фигуративные рисунки среди нефигуративных