Гигантские сухопутные черепахи оказались обучаемыми и общительными

Ученые поставили классический поведенческий эксперимент с гигантскими сухопутными черепахами и обнаружили, что ранее недооценивали их когнитивные способности. Сейшельская и галапагосская черепахи научились распознавать стимул и выбирать между несколькими стимулами. Кроме того, они проявили социальность и в группе учились лучше, чем в одиночку, а память об эксперименте они сохранили на месяцы и даже годы. Работа опубликована в журнале Animal Cognition.

Когнитивные способности гигантских сухопутных черепах, в отличие от морских, практически не изучены. Долгое время считалось, что медлительность передвижения этих животных дополняется негибким поведением. Тем не менее, черепахи часто проходят довольно большие расстояния в течение суток, в том числе и по разным ландшафтам, поэтому некоторые исследователи полагали, что их умственные способности могут оказаться недооценены.

Кроме того, гигантские черепахи селятся довольно плотно. Несмотря на то, что социальными их не считают, у них давно описан механизм общения c помощью носа (nosing): одна особь подходит к другой и утыкается носом в голову или шею на какое-то время. Какую функцию выполняет эта коммуникация, пока не ясно, но сам факт ее существования позволяет предположить, что черепахи общительнее, чем кажутся.

Группа исследователей под руководством Майкла Кубы (Michael Kuba) из Окинавского научно-технологического университета экспериментировала с двумя видами сухопутных черепах: галапагосской и сейшельской гигантской в зоопарках Вены и Цюриха (всего 8 и 9 особей соответственно).

Сначала животных приучили реагировать на стимул — игрушку для собак, прикрепленную на палку. Экспериментаторы трогали черепах игрушкой по носу и сразу же давали им еду. Через некоторое время животные начали самостоятельно кусать игрушку. Сейшельским черепахам на это потребовалось около 50 сеансов, а галапагосским — в среднем 17,5.

После этого игрушку начали показывать на расстоянии 1,5-2 метра, чтобы животные ползли в ее сторону. Здесь тоже галапагосские черепахи оказались сообразительнее сейшельских: примерно 40 сеансов против 58.

В Венском зоопарке сеансы обучения были строго индивидуальными, а в Цюрихе — групповыми: с каждым животным работали по отдельности, но они все находились в общем вольере и могли взаимодействовать друг с другом. Оказалось, что в составе группы животные учатся гораздо быстрее: сейшельским черепахам понадобилось в среднем всего 10,5, а галапагосским — 16,5 сеансов. При этом никаких конфликтов и агрессии в их поведении исследователи не заметили.

В ходе третьего этапа обучения черепах приучали выбирать одну из двух игрушек, которые различались только цветом. Но здесь групповое обучение оказалось практически бесполезно: например, галапагосские черепахи научились ползти к правильной игрушке за 24,5 сеанса по одиночке и за 20,5 — в группе. Однако этот результат вполне ожидаем, поскольку каждой черепахе «загадывали» собственный цвет игрушки, поэтому подсмотреть за соседями они не могли.

Наконец, исследователи проверили долговременную память животных: они предложили им снова пройти тест три месяца спустя. Все животные вспомнили, что для того, чтобы получить подкрепление, нужно ползти за игрушкой, но ни одна черепаха не вспомнила свой цвет с первого раза. Тем не менее, для того, чтобы восстановить навык, потребовалось в среднем в два раза меньше сеансов, чем раньше — около десяти.

В последний раз ученые встретились с черепахами через 9 лет после основного эксперимента. В живых остались 3 черепахи венского зоопарка, однако повторить опыт получилось только с одной. Оказалось, что она по-прежнему помнила, как нужно реагировать на игрушку.

Таким образом авторы работы подтвердили, что черепахи обладают долговременной памятью, причем способны выполнять задания разного типа: не только реагировать на стимул, но и выбирать между несколькими стимулами. Кроме того, они обнаружили у черепах социальное поведение, поскольку в группе животные учились быстрее, чем поодиночке. Возможно, полагают ученые, в дикой природе черепахи тоже коммуницируют подобным образом — определяют местонахождение ресурсов, наблюдая за соседями, или направляют друг друга взглядом.

Мы уже много раз писали о неординарных способностях разных животных. Например, пчелы умеют не только складывать числа, но и соотносить их с символами. Рыбы губаны узнают себя в зеркале, крабы ориентируются в лабиринте, а новокаледонские вороны проходят знаменитый зефирный тест. А еще мы недавно разобрались в том, что происходит с кошками, когда им показывают видео их хозяина с наложенной на лицо кошачьей маской.

«Кишечник и мозг»