Стресс заставил лошадей меньше моргать и чаще дергать веком

Канадские ученые выяснили, что маркером стресса у лошадей могут быть редкое моргание и частое подергивание века — точно так же, как и у людей. Для этого они создавали для животных стрессовые ситуации (отводили их от конюха, показывали новый предмет или лишали еды) и следили за реакцией. Самым стрессовым для лошадей оказалось ограничение питания — это также подтвердилось наличием учащенного сердцебиения и других внешних показателей. Статья с описанием исследования опубликована в журнале Animals.

На определенном уровне стресс очень важен для жизни: во многом потому, что он помогает поддерживать определенный уровень бдительности, необходимый, например, для избегания опасности или поиска необходимых ресурсов. При этом на патологическом уровне стресс — одна из основных причин развития многих психических заболеваний, в том числе тревожного расстройства и депрессии.

Чтобы понимать, когда стресс начинает негативно сказываться на жизни, его уровень необходимо определить максимально точно — желательно, воспользовавшись физиологическими показателями. Хорошо для этого подходит, например, оценка уровня стероидных гормонов кортикостероидов, которые производятся корой надпочечников в ответ на стресс, который испытывает организм (для человека наиболее верный гормональный показатель стресса — уровень кортизола). Этот метод, однако, подходит не всегда: забор жидкости для определения уровня гормонов может вызвать дополнительный стресс у животных, из-за чего показатели окажутся неверными. Более безопасным (и поэтому эффективным) способом измерения уровня стресса может быть оценка внешних показателей — но только в том случае, если она достаточно точна.

Одним из таких показателей могут быть глазодвигательные реакции, так как они во многом отражают работу происходящих в мозге когнитивных и эмоциональных процессов. Экспериментально показано, к примеру, что в стрессовой ситуации снижается частота спонтанного моргания, а также начинается дергаться веко. Справедливо ли то же самое для лошадей решили проверить ученые под руководством Катрины Меркис (Katrina Merkies) из Гуэлфского университета.

В ходе их исследования 33 домашним лошадям (Equus caballus) нескольких пород создавали стрессовые ситуации — всего их было три. В первой рядом с лошадью находился незнакомый человек, а конюх, который за ними следит, был вне поля зрения; во второй голодных лошадей привязывали к столбу и на их глазах кормили другую лошадь, не давая ей самой еду; в третьей ситуации лошадей изолировали от сородичей так, чтобы она их не видела, но слышала, после чего кидали перед ней резиновый мячик. Во время проведения эксперимента поведение животных снимали на видео, а затем анализировали количество морганий и подергивания века, сравнивая это с контрольным условием — состоянием лошади вне стрессовой ситуации. Также во время эксперимента ученые измеряли частоту сердечного ритма животных и другие возможные маркеры: движения головы, ушей и рта.

В обычной, нестрессовой ситуации лошади моргали в среднем по восемь-девять раз в минуту, а под воздействием стресса этот показатель снизился до пяти; также выросла частота подергиваний века — с двух раз в минуту до шести. Также лошади полностью закрывали глаза при моргании только в контрольном условии, а во время стрессовых ситуаций прикрывали их не до конца. Подергивания века чаще всего (p < 0,0001) наблюдалось в ситуациях, когда животных ограничивали в пище — тогда же у них было самое высокое сердцебиение, они беспокойнее себя вели и дергали головой. Из этого ученые сделали вывод, что наибольший стресс лошади испытывают в том случае, когда не получают еды.

Авторам, таким образом, удалось показать, что снижение естественного моргания и более частое подергивание века можно использовать как маркер стресса у лошадей. То, что наиболее стрессовым для животных оказалось ограничение питания, по словам авторов, понятно: все участники исследования — лошади для обучения верховой езде, поэтому к отсутствию конюха и новым предметам они могли привыкнуть. В целом, работа показывает, что для оценки психоэмоционального состояния лошади и принятия мер достаточно совершенно простых наблюдений за их взглядом.

Стресс также может быть полезен в ситуациях принятия решений. По крайней мере, это касается объективной оценки информации: в прошлом году ученые выяснили, что под воздействием стресса люди лучше воспринимают негативную информацию.

Прихворавшие дрозды ушли отдыхать пораньше