На межзвездной комете 2I/Борисова нашли циан

Астрономы получили спектр видимого диапазона первой межзвездной кометы 2I/Борисова, на основе которого удалось доказать активное истечение газа с поверхности тела, а также обнаружить присутствие молекул циана (CN). В целом, по изученным свойствам межзвездная комета кажется все более похожей на аналогичные тела Солнечной системы, хотя многие важные параметры пока еще не оценены, пишут авторы в препринте на сервере arXiv.org.

Теории формирования планетных систем предсказывают, что возникновение планет-гигантов приводит к выбрасыванию заметной доли вещества протопланетного диска в межзвездное пространство. Впоследствии такие тела могут попадать в другие планетные системы, где будут наблюдаться в виде межзвездных комет или астероидов.

На данный момент ученые установили межзвездное происхождение двух побывавших в Солнечной системе тел: объекта 1I/Оумуамуа и кометы 2I/Борисова. Оумуамуа открыли в октябре 2017 года, а комету Борисова — в августе 2019. Орбита Оумуамуа позволяла детально наблюдать тело лишь в течение пары недель, после чего оно стало слишком тусклым. Орбита кометы Борисова в плане возможности подробного изучения оказывается намного лучше.

В работе астрономов из Европы, США, Чили при участии Алана Фицсиммонса (Alan Fitzsimmons) из Университета Квинс в Белфасте описаны детальные наблюдения кометы Борисова при помощи 4,2-метрового Телескопа Уильяма Гершеля на Канарах и небольшого телескопа TRAPPIST-North в Марокко с диаметром 0,6 метра. Авторам удалось зафиксировать спектральный сигнал истекающего с кометы потока газа и пыли — комы.

В коме астрономы зафиксировали присутствие молекул CN в газообразном виде, причем темп их потери кометой составил порядка 4 × 1024 штук в секунду при расстоянии до Солнца в 2,7 астрономических единицы. Активность истечения циана с кометы Борисова оказалась слегка меньше, чем у долгопериодических комет Солнечной системы на таком же расстоянии от звезды, но больше, чем у короткопериодических. Например, у долгопериодической кометы C/2013 R1 (Лавджоя) на таком же расстоянии темп истечения циана был равен 1,9 × 1025, в то время как у короткопериодической 9P/Темпеля — всего 1,8 × 1023 на чуть более близком расстоянии в 2,4 астрономических единицы.

Ученые предполагают, что общее отношение вещества в газообразном виде к пыли в коме также должно быть на характерном для известных комет уровне, хотя его точное значение оценить не удалось из-за неизвестного распределения пылинок по размерам и скорости их движения. Предположительно, по другим свойствам комета также может быть похожа на известные тела: в этом случае суммарный темп потери веществ в газообразном виде должен составлять порядка 57 килограммов в секунду, пыли — в 1–10 раз больше, при этом ядро кометы должно быть от 0,7 до 3,3 километров.

Авторы отмечают, что свойства кометы, а также ее состав, все еще исследованы недостаточно хорошо. Известно, что соотношения некоторых веществ могут значительно меняться в протопланетном диске и, следовательно, влиять на состав комет в зависимости от места их происхождения. Например, примерно в трети комет Солнечной системы очень малое количество молекул с цепочками из двух и трех атомов углерода, но данных о таких соединениях, а также об основных компонентах льда, то есть воды и оксидов углерода, в случае кометы Борисова еще не получено. Именно поэтому сделать точный вывод о ее родстве с другими аналогичными телами в Солнечной системе пока что нельзя.

Ранее мы писали о

комете Борисова официального названия и первых

ее спектральных наблюдений. Также мы делали

о небольших межзвездных телах, которые постоянно попадают в Солнечную систему и даже сгорают в атмосфере Земли.

«Джеймс Уэбб» сфотографировал спиральные рукава галактики Водоворот