Котята выработали прочную привязанность к хозяевам

Кошки могут прочно привязываться к людям точно так же, как и собаки, сообщается в Current Biology. Как показал эксперимент, 64 процента котят формируют прочные связи со своими хозяевам и сохраняют эту привязанность, будучи уже взрослыми. Формирование привязанности у кошек также не зависело от тренировок и дополнительной социализации.

Несмотря на то, что кошек, как и собак, часто заводят в качестве домашних питомцев, ученые гораздо чаще исследуют когнитивные навыки именно последних. Причина может быть в том, что у собак есть склонность к образованию прочных социальных связей, в том числе с людьми. Считается, что кошки не испытывают привязанности к своим хозяевам, а предпочитают «гулять сами по себе». Подобно собакам, однако, кошки тоже могут жить в группах, а не только поодиночке, но зависит это от нескольких факторов: например, распределения ресурсов и условий раннего развития. Несмотря на недостаточное количество исследований на эту тему, ученые полагают, что способность кошек к формированию социальных связей может быть недооценена.

Исследователи из Университета штата Орегон под руководством Кристин Витале (Kristyn R. Vitale) показали, что кошки демонстрируют разную степень привязанности по отношению к своим хозяевам. Для этого они использовали тест незнакомой ситуации, с помощью которого оценивают степень привязанности у приматов и собак. В ходе тестов животные сначала проводили время в компании их хозяев, а потом оставались в одиночестве, после чего хозяева возвращались в помещение, где находились животные: весь цикл продолжался шесть минут. В экспериментах участвовали 79 котят 3-8 месяцев.

Во время эксперимента ученые наблюдали за поведением котят и по итогам выделили несколько уровней привязанности котенка к хозяину или хозяйке. Авторы считали привязанность прочной, если животные  позволяли брать себя на руки или гладить и спокойно вели себя при этом, подходили к вернувшимся хозяину или хозяйке, а также старались быть поблизости или возвращались к игре или исследованию комнаты.

При непрочной и противоречивой привязанности кошки могли держаться поблизости от хозяев, следовать за ними или цепляться за них, когда те выходили из комнаты, но при этом плохо переносили, когда их брали на руки.

Непрочной и избегающей считали связь, при которой животные не сопротивлялись контактам в целом, но почти или совсем не проявляли беспокойства когда их хозяева выходили из комнаты и слабо реагировали на них, когда те возвращались.

Для непрочной и неорганизованной привязанности были характерны избегание хозяина после его возвращения и определенные странности в поведении. Например, котенок лихорадочно умывался или застывал на месте, без видимой причины испуганно смотрел в пространство или оставался неподвижен как минимум в течение 20 секунд.

Исследователям удалось классифицировать поведение 70 животных из 79 (89 процентов). 64 процента (46 котят) из этих 70 выработали прочную привязанность к хозяевам и 36 процентов (24 животных) — непрочную. 34 процента (20 особей) не слишком привязанных к своим хозяевам животных показывали признаки непрочной и противоречивой привязанности, трое котят — непрочной и избегающей, а один — непрочной и дезорганизованной привязанности.

Чтобы проверить, можно ли научить кошек больше привязываться к хозяевам с помощью позитивного подкрепления и дополнительной социализации, ученые провели шестинедельный тренинг с участием 39 котят и их хозяев. Раз в неделю хозяевам рассказывали и показывали, как приучать животных к командам с помощью позитивного подкрепления, как справляться с проблемным поведением и научить котят не бояться незнакомых людей. Затем их на неделю отпускали практиковать полученные навыки.

После тренинга 39 тренированных котят и 31 животное из контрольной группы опять прошли тест незнакомой ситуации. Выяснилось, что тренинг не повлиял на уже сформированную привязанность, и количественные соотношения остались почти такими же, что и после первого эксперимента. 69 процентов животных показывали признаки прочной привязанности, 31 процент — непрочной.

Изучив поведение 38 питомцев, исследователи убедились, что тип привязанности сохраняется у кошек и во взрослом возрасте: 66 процентов животных сохранили прочную привязанность к хозяину, а 34 процента — непрочную.

По мнению авторов, полученные ими результаты показывают, что кошки способны к формированию разных типов привязанности по отношению к человеку, который о них заботится. В этом смысле они похожи на маленьких детей и собак. Как показали другие исследования, большинство детей в возрасте от года до двух (65 процентов) и собак (58 процентов) образуют с людьми, которые о них заботятся, прочную связь.

«Как и собаки, кошки проявляют социальную гибкость в отношении их привязанности к хозяину, — говорит Кристин Витале. — Большинство кошек формируют прочную привязанность к хозяину и в незнакомой обстановке обращаются к нему в поисках безопасности». Возможно, привязанность к хозяину стала одной из форм адаптации к жизни в антропогенном окружении.

Недавно исследователи убедились, что кошки способны отличить свою кличку от других слов, которые произносят люди, в том числе от кличек других кошек. Однако касается это только домашних питомцев: кошки, живущие в котокафе, на свое имя не реагировали.

Какаду-барабанщики проявили личные предпочтения при создании музыкальных инструментов