«Холодный дракон северных ветров» оказался одним из крупнейших летающих животных в истории

Палеонтологи описали новый род и вид птерозавров-аждархид, живших около 75 миллионов лет назад, сообщается в Journal of Vertebrate Paleontology. Новый вид назвали Cryodrakon boreas — «холодный дракон северных ветров». Он был одним из крупнейших в истории летающих животных, размах его крыльев мог достигать 10-11 метров.

Аждархиды — семейство птерозавров, которые жили в основном в конце мелового периода (он продолжался в течение 79 миллионов лет, 145-66 миллионов лет назад). У аждархид была длинная шея и ноги, довольно крупная голова и длинный клюв, похожий на копье. Окаменелости этих рептилий находили в Евразии, Африке, Северной и Южной Америке. По-видимому, аждархиды жили довольно далеко от побережий, и кормились мелкими животными, в том числе небольшими динозаврами. К этому семейству относились крупнейшие в истории летающие животные. Среди них были кецалькоатли (Quetzalcoatlus northropi), размах крыльев которых достигал 10-11 метров, а весили они 200-250 килограммов. Для сравнения: у современных летающих птиц размах крыльев может достигать 3,7 метра. Но встречались аждархиды средних и небольших размеров. Например, три года назад исследователи описали представителя семейства величиной с кошку.

В 1980-1990-х годах палеонтологи нашли на юге Канады окаменелости нескольких крупных птерозавров-аждархид. Они сохранились в формации Парк динозавров (Dinosaur Park), которую датировали периодом 76,7–74,3 миллиона лет назад. Ученые обнаружили неполный скелет молодого птерозавра, в том числе плечевую, пястную и плюсневую кости, ребро и несколько шейных позвонков, а также отдельные окаменелости еще 13 особей.

После находки этих птерозавров не описывали, теперь же это решили сделать палеонтологи Дэвид Хоун (David W. E. Hone) из Лондонского университета королевы Марии, Майкл Хабиб (Michael B. Habib) из Южно-Калифорнийского университета и Франсуа Террьен (François Therrien) из Королевского Тиррелловского палеонтологического музея. Это оказался новый род и вид аждархид. От других представителей семейства они отличались особенностями строения позвонков. Авторы назвали новый таксон Cryodrakon boreas, «холодный дракон северных ветров». Родовое имя образовано от древнегреческих слов κρύος «морозный, холодный, как лед» и δράκων, «большая змея, дракон». Борей в древнегреческой мифологии — бог северного ветра. По оценкам исследователей, криодраконы были одними из крупнейших представителей семейства, и, соответственно, самых больших летающих животных. По размерам они были сравнимы с Quetzalcoatlus northropi, то есть размах крыльев взрослых особей мог достигать 10-11 метров.

Птерозавры могли приспосабливаться к экстремальным условиям. Окаменелости ящеров нашли в США, на месте огромной древней пустыни. Возможно, способность к адаптации помогла птерозаврам пережить триасово-юрское вымирание и дожить до конца мелового периода.

Физики вычислили частоту дыхания платеозавра