Древняя ДНК указала на самостоятельное открытие земледелия Хараппской цивилизацией

Ученые выяснили, что Хараппская цивилизация, скорее всего, освоила сельское хозяйство сама, без участия переселенцев из Плодородного полумесяца. К такому выводу они пришли, расшифровав древнюю ДНК одного представителя древней цивилизации из долины Инда, и сравнив ее с ДНК жителей древнего Ирана разных эпох и древней Индии. Исследование опубликовано в журнале Cell.

Хараппская цивилизация существовала в долине реки Инд с 2600 по 1900 годы до нашей эры — это один из самых древних очагов культуры и государственности. Индская цивилизация умела строить города, подводить к домам канализацию, имела систему мер и весов. Но развитие она получила, по одной из гипотез, после массовой миграции иранских земледельцев на восток. Это привело к возникновению в долине Инда сельского хозяйства и к дальнейшему прогрессу.

Васант Шинде (Vasant S. Shinde) из Декканского колледжа аспирантуры и научно исследовательского института Пуны и его коллеги из США провели исследование древней ДНК жителя Индской цивилизации, чтобы выяснить происхождение ее населения. Они расшифровали ДНК человека, который жил в одном из городов Хараппской цивилизации, Ракхигархи, 2800–2300 лет до нашей эры. После этого они сопоставили его с останками 11 древних жителей Гонур-Депе (Туркменистан) и Шахри-Сухте, городов из других культур, существовавших параллельно с Хараппской цивилизацией и имевших с ней контакты. Эти 11 человек были выбраны потому, что предыдущие исследования показали их очень малое родство с геномами местных жителей.

Сравнение генома человека из Ракхигархи с геномами остатков из Гонура и Шахри-Сухте показало, что они, скорее всего, были единоплеменниками. Видимо, эти 11 эмигрировали из долины Инда на запад.

Этот пул из геномов 12 хараппцев ученые стали сравнивать с древними ДНК жителей Ирана. Они использовали данные от жителя из пещеры Белт в горах Эльбурс, который жил 10 тысяч лет до нашей эры, ДНК охотников-собирателей из гор Загрос, живших 8000 лет до нашей эры, и земледельцев из Тепе-Гиссар, которые жили за 4000 лет до нашей эры.

Оказалось, что родство у хараппцев было только с людьми с гор Эльбурс и Загрос. В то время, когда они жили, еще не было сельского хозяйства — найденные останки принадлежали охотникам и собирателям. Авторы исследования сделали вывод, что еще в глубокой древности, до освоения искусства земледелия, жители иранских гор переселились в долину Инда, и там же независимо стали заниматься сельским хозяйством. Это значит, что Хараппская цивилизация освоила земледелие самостоятельно, а не получила его вместе с переселенцами.

Одновременно со статьей в Cell вышла статья в Science, написанная тем же коллективом ученых. Мы написали и об этом исследовании, посвященном не столько происхождению земледелия, сколько происхождению самих древних индийцев. Кроме того, ранее мы писали и о других примерах того, как расшифровка древней ДНК помогает ученым узнавать больше о древних цивилизациях. Например расшифровка геномов жителей Микен, анатолийцев и современных греков показала их родство.

Максим Абдулаев