Специалисты включили основной прибор «Спектра-РГ»

Немецкие астрономы сообщили в твиттере об открытии крышек и получении первой информации детекторами телескопа eRosita — главного прибора на борту спутника «Спектр-РГ».

«Спектр-РГ» — это российско-немецкая космическая рентгеновская обсерватория, состоящая из двух приборов: немецкого eRosita и российского ART-XC. Основной задачей аппарата является составление обзора всего неба в рентгеновской области, что необходимо для понимания формирования крупномасштабной структуры Вселенной, роста сверхмассивных черных дыр, эволюции тесных двойных и других объектов. Главный инструмент аппарата — eRosita, а российская установка сопровождает ее наблюдения в более жестком диапазоне спектра. Мы подробно описывали задачи аппарата в материале «Мы проведем тотальную перепись».

«Спектр-РГ» был запущен с космодрома Байконур 13 июля. В данный момент аппарат находится в пути к целевой орбите вокруг точки L2 системы Земля—Солнце, куда он должен прибыть в конце сентября или начале октября. «Спектр-РГ» станет первым рентгеновским спутником, запущенным так далеко от Земли. Одним из возможных препятствий может стать уровень шумов, который неизвестен для данного диапазона, так как магнитное поле уже слабо экранирует от солнечного ветра и космических лучей на таком расстоянии от планеты.

Научный руководитель телескопа eRosita Петер Предель (Peter Predehl) опубликовал фотографию экрана компьютера с технической информацией. На нем видно распределение инструментальных шумов по кадру одного из детекторов. Аппаратура работает хорошо, шумы оказались очень однородными и низкими.

В официальном аккаунте телескопа eRosita в твиттере было опубликовано первое изображение с источниками. Слева показано исходные данные, а справа со сглаженной интенсивностью. Данные были получены в энергетическом диапазоне от 0,3 до 10 килоэлектронвольт, размер одного пикселя соответствует 4 угловым секундам дуги.

Ученые пишут, что шумы наблюдений составили около 4,5 отсчетов на квадратную угловую минуту за килосекунду в диапазоне от 0,2 до 10 килоэлектронвольт и 2,5 в диапазоне 0,3 до 2,2 килоэлектронвольт.

Несколько ранее специалисты включили российский телескоп ART-XC: он уже успел передать первые научные данные, прислать первый снимок рентгеновского источника и увидеть вспышку в направлении сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути.

«Джеймс Уэбб» посчитал звезды в темной туманности Кирпич